все сказанное мной выше в этой теме касалось кольцевой техники вождения.
можно еще затронуть технику вождения по скользким покрытиям.
есть фундаментальная разница в прохождении поворотов вкатыванием и скольжением. традиционно считается, что техника прохождения поворотов в скольжении - правильная для ралли. Себастьен Леб думает иначе, и я с ним согласен. Но лишь отчасти. Да и Леб честно говоря немного лукавит... все зависит от того, на каких шинах ездить и по каким дорогам. все упирается в физику этой пары трения.
Коэффициент трения качения шин для асфальта бОльше, чем для трения скольжения. Другими словами держак при вкатывании лучше, чем при заносах. Этого достаточно чтобы все остальное забыть и ездить в кольце только накатом.
что касается мокрого грунта, снега и льда (а тем более грунта под снегом, или льда под снегом) - совсем другое дело...
в чем отличие техники езды по этим не твердым покрытиям по сравнению с асфальтом (или сухому плотному грунту, который держит как асфальт)? В том, что при вваливании по асфальту изнашиваются шины, а при вваливании по не твердым покрытиям в основном изнашивается полотно... шины тоже не вечны, но сколько килограмм камней они успевают сгрести с дороги? А тем более сколько льда могут сгрызть шипы 4,5 мм? отсюда возникает такой процесс: чем больше шина "работает" и сгребает полотна с дороги, тем лучше у нее зацеп, иногда может быть и не лучше, но точно не хуже, чем при езде накатом.
Исходя из этой особенности появляется любовь гонщиков к постоянным пробуксовкам, езде в поворотах боком...
Такая техника была бы идеальной, если бы не было еще одного - момента инерции кузова при вращении вокруг вертикальной оси.
Об этом часто забывают. И очень зря.
Попробуйте взять тазик 2108 и субару СТИ. ледовую трассу в виде змейки. где будет негде нажать на газ, а придется только крутить руль. при должном навыке вы легко обойдете на тазике стишку. потому что таз легкий. Может легко и быстро перекладываться с одного поворота в другой. СТИшка тяжелее, ее кузов длинный, что также сказывается на неохоте быстро вращаться вокруг оси слева на право. Кроме того, жесткие блокировки чудовищно мешают поворачивать этой машине на голом льду... (но речь совсем не о том)
Обычно владельцы СТИшек (я, по крайней мере, именно так делал) стараются копировать стиль пилотов WRC и ездить по скользким покрытиям очень широко в очень больших заносах. если повороты "быстрые", такая техника оправдывает себя. Но в затычных поворотах можно легко и быстро продуться даже недоприводному тюнинговому тазлу.
Поэтому субоводы не любят такие трассы (удовольствие в любом случае ниже плинтуса, ибо даже газ нажать негде)
Отчего это происходит? как раз 2 причины:
1. жесткость блокировок и андерстир СТИшек.
2. кузов импрезы не так быстро перекладывается чем таз. т.е. выше момент инерции.
чем шире пилот стишки будет стараться проходить серию затычных поворотов, тем хуже будет его время. потому что он половину времени будет терять на том, чтобы "поставить" машину в поворот и чтобы потом "переставить" ее в другой.
проще и быстрее будет забыть про полноприводность стишки, и ехать по траекториям. вкатываясь и без пробуксовок, рева мотора на отсечке и тому подобное... А все потому, что езда вкатыванием - это езда с плавными поворотами кузова, причем поворотами на МИНИМАЛЬНЫЙ требуемый угол.
ведь если надо пройти поворот с углом 90 градусов вкатыванием, вы только на 90 градусов повернете ваш кузов вокруг вертикальной оси.
А если вейером? да еще с контрсмещением перед поворотом? (а андерстир стишки обычно так и можно перебороть...)
сначала на 10градусов в одну сторону, потом обратно на 90 ставим в поворот машину, потом обратно на 90 градусов - из скольжения поставить машину прямо... ведь лишь единицы могут из поворота выходить с носом прямо, большинство выходят с избыточным заносом, и приходится из заноса доставать машину.
суммарный угол поворота получается не 90, а 100 (10+90 если выход носом на прямую), или даже 145 (10+90+45) если на выходе из поворота машина выходит с заносом 45 градусов. в одном повороте пришлось поворачивать в 1,5 раза больше! а ведь на эти повороты тратится зацеп (как иначе можно кузов повернуть??? только с помощью трения колес об покрытие).
а если поворотов будет не 1 а 20? значит вы накрутите свой автомобиль в этих заносах так, как будто проедете еще 10 поворотов!!! (20*1,5-20)=10
недоприводные тазы обычно не увлекаются излишними заносами и потому смогут легко обойти любителя копировать WRC стайл...
другое дело - скажем трековые гонки зимой на ипподромах. вкатывать на стишке категорически неправильно. нужно ставить машину боком и широко на большой скорости и под хорошим газом держать ее в повороте, после чего плавно выводя из заноса ставить носом прямо в следующий поворот.
в общем на скользких покрытиях к тем же принципам построения траектории ("быстрые"/"медленные" повороты) добавляется принцип "короткий"/"затяжной" из чего будет следовать еще одно правило: накат/дрифт.
кстати, Леб не ездит накатом всегда и везде, вы и сами это прекрасно знаете, но он не любит раскачивать машину налево и направо. углы заносов всегда строго дозированы и не превышают общий угол поворота. поэтому ему не нужно тратить зацеп на лишние довороты кузова.