Если перефразировать поговорку: Пессимисты говорят что самолет наполовину недостроен, оптимисты что наполовину сделан. Я вот билет на российский самолет не куплю-страшно.
При нынешних объемах разворовывания невозможно в россии сделать самолет который будет по цене/качеству/надежности конкурентом боингу. За цену в которую выйдет это чудо можно будет купить 5 новых боингов.
Резульат верный, но не совсем так..
Качество и надежность наших самолетов периода "расцвета" СССР не уступала буржуйским, и цена была на порядок ниже, так как отсутвовали в открытой форме коммерческие интересы.
В нашей стране, как нигде в такой степени, развито трансфертное ценообразование абсолютно во всех сферах- т.е. до 50% стоимости всех товаров - спекулятивно сформированная надбавка. Если бы строили без "посредников" и "подрядчиков", которые не отвечают интересам эффективности проекта, т.е. оказывают услуги, поставляют комплектующие по ценам, формируемым не рыночными механизмами, то и бюджеты таких проектов были бы в 3-4 раза ниже. А так обычно выходит, что менеджмент проекта заработал бабла, "но, к их сожалению, проект не окупается" и самолет никому не нужен по такой космической цене, а за отсутствием экономической эффективновти проект закрывается. Сочи тому пример- чтобы окупить эту чертову стройку там должны быть ценники в 3-10 раз выше чем в европейских курортах. Кому нахер нужен будет после олимпиады такой курорт???
Вторая проблема, что Боинг, Арбуз, имею высокую загрузку производства, имеет место низкий удельный вес условно-постоянных издержек в структуре с/с, приходящихся на единицу продукции - вот отсюда тоже вытекает дисконт к цене.
Если сегодня какой-то проект в нашей стране запустится, то выживет только проект с гос. поддержкой- остальные будут неконкурентноспособны... Так как инфраструктуру необходимо создать. но в условиях единичных заказов (по крайней мере на инвест фазе), всю инфраструктуру содержать будет не на что- закладыватьь в стоимость ВС- неконкурентно.
Типа того. собственно врядли хоть один частный инвестор подобный проект будет реализовывать.
А государство? Да что государство?- обидно!
Все беды от того что в нашей стране зверская бюрократия и овер дох*я менеджеров по продажам чего угодно. Как человек, в чьей семье из 4-х человек трое работают на МиГе и двое на руководящих должностях могу сказать следующее. НЕТ КАДРОВ! Нет инженеров, нет токарей.... недавно не могли на всей стране найти паяльщиков.... Люди идут учится в инженерные вузы, 5 лет реально учатся , а что на выходе ? зп в 12-20 т.р. ? Ну плюс доплата как молодому специалисту 30 %... итог : 26 тысяч рублей потолок на ближайшие 5 лет. А вокруг сверстники ездят на машинах , летают в отпуска на моря и просаживают деньги в кабаках... пойдешь ты на завод работать? нет конечно. зато менеджеров по продажам с образованиями и без выше крыши. Сейчас все еще держится на совковых кадрах, но этого хватит максимум лет на 10... все , дальше это пропасть, куда полетит вся авиапромышленность наша. Вот ситуация да ? чертеж есть (с 80-х годов) , договора подписаны, проплаты сделаны, а собирать самолеты некому....
Вот тут и речь о том, что нужна гос поддержка, чтобы обеспечить конкурентный и достойный доход.
А что мы видим?- поддерживаются, субсидируются, и без того высокомаржинальные сегменты локализованных автопроизводителей (Соллерс, GM-Газ и т.п.)... больше 200 млрд. в год!!! нахера? у них и так все впорядке ну и те сферы где бенниками являются чинуши - электрогенерация, операторы ж/д - и так далее