я тебе про фому, ты мне про ерему... ты правильно пишешь, жаль только, что не дописываешь...
для любителей вики:"воздействие на немецкую промышленностьобзор эффективности стратегических бомбардировок проведенный правительством сша в 1946 показал, что немецкое промышленное производство в самолетостроении, выплавке стали, танков, и в других секторах в течение войны значительно выросло, несмотря на проводимые стратегические бомбардировки. о
При желании можно найти этот отчет. Оригинал тут:
http://wwiiarchives.net/servlet/documents/usa/103/0. Есть даже в переводе и вот там интересно:
http://vakhnenko.livejournal.com/11094.html
Выводы оттуда:
Первая половина 1943
Союзники пытались бомбардировками снизить производство немецких субмарин. Эффект -- околонулевой; производство продолжало идти почти без отклонений от графика.
Вторая половина 1943
Во второй половине 1943 союзники решили переключиться на бомбардировки заводов, производящих истребители, ибо чаша весов в Атлантике к тому времени уже весьма ощутимо склюнилась в сторону союзников. Благодаря налетам было произведено на 13% меньше истребителей от запланированного количества. Надо отметить что только часть падения это прямое следствие налетов; значительная доля падения обусловлена началом масштабной программы рассредоточения производства. Не буду подробно останавливаться на перепитиях бомбардировок, на том как сначала бомбили производство фюзеляжей (зря), потом переключились на моторы.
Первая половина 1944
Значительно более сильные налеты на заводы авиапромышленности. Но -- парадокс! -- производство истребителей удваивается с декабря 1943 по июль 1944. Этим фактом (да и вообще сильным ростом немецкого военного производства) любят козырять сторонники версии, что -де бомбардировки были абсолютно бесполезны. Правда в эту гипотезу плохо укладываается то, что немцы пошли на столь большое и непропорциональное увеличение производства одномоторных истребителей (см. график ниже). Ну да ладно, бог с ним, надеюсь что выше я в какой-то мере смог объяснить почему так с производством получилось.
Стратегические налеты на заводы по производству синтетического бензина начались
в мае 1944.
Налеты на Рур --
последная четверть 44. Производство упало с 2 млн. тонн в сентябре (включая оккупированные территории) до 1 в декабре, 80% падения было обусловлено воздушными налетами.
Опробовать полномасштабные налеты на транспортную сеть решили в предверии к высадке во Франции. Начиная с
марта 1944, союзные стратегические бомбардировщики начали систематическое уничтожение транспортной сети в Западной Европе. Плюс, 800 "Спитфайеров", "Тандерболтов" и "Тайфунов" в период с 20 по 28 мая уничтожили или повредили 500 локомотивов. К июлю перевозки по французским железным дорогам составляли лишь 10% от уровня января.
Во второй половине 1944, опробованную уже методику, применили в самой Германии.
Забавный момент. В общем и целом, нацисты старались поддерживать производство ТНП на более-менее приемлимом уровне. Такая деталь: осенью 1943 Гитлер опротестовал решение Шпеера о прекращении выделения ресурсов на производство щипцов для завивки волос.
Где проходил фронт в конце 44-го года подсказать? Или то что бомбили их на тот момент всем миром