В целом, согласен с Diktator
Вообще проблема дискуссии по налогу в том, что все норовят примерить его на себя (буду ли я на субару/сосед-владелец турбового Кайена/пенсионер из деревни ан ЗАЗе переплачивать или нет). Но вопрос-то не в ставке транспортного налога или возможного налога на топливо, а именно в подходе.
Ведь если говорить по существу, налог на ВЛАДЕНИЕ авто (а именно таковым является по существу нынешний транспортный)
а) несправедлив
б) не несёт воспринимаемой пользы региону, определяющему его ставку
в) тупо неэффективен
Несправедлив он потому, что работает по принципу простой уравниловки по сомнительному показателю в виде лошадиных сил. Почему-то допускается, что лошадиные силы прямо коррелируют со стоимостью, а значит, платёжеспособностью владельца (что само по себе неправда). Но дело даже не в этом, а в том, что в эффективной налоговой системе более богатый покупатель будет покупать авто с НАЛОГОООБЛАГАЕМОГО дохода (особенно это работает при прогрессивной шкале). Иными словами, если ты покупаешь дорогое авто, ты уже заплатил государству кучу денег, чтобы располагать средствами на его покупку.
Не несёт он очевидной пользы региону потому, что не связан с истинным износом дорог и напряжённостью транспортной инфраструктуры.
Неэффективен он потому, что плохо собирается (просроченные транзиты, "особые отметки" в ПТС, переписка на льготников или регистрация в другом регионе или тупо отказ от платежа в силу наглости или личного банкротства). Плохо собирается он по двум вышеуказанным причинам, а также с силу своей отложенности, когда платить надо по счёту из налоговой, кстати, с раздутым для этих целей штатом.
Альтернатива включения в топливо правильная, до нас это очень многие страны успели обдумать. Обязать заправки (т.е. юрлица) делать РОЗНИЧНУЮ НАЦЕНКУ по типу НДС в разы проще, чем трясти каждого владельца. Т.е. налог станет лучше собираться, лучше отслеживаться, а значит, станет эффективнее. Что важно, в общественном сознании он станет справедливым.
Теперь о минусах, изложенных Гарфилдом.
-Вырастут переменные издержки в сельском хозяйстве? Да нет проблем, субсидируйте их с нормально собранных налогов, весь мир так и делает. А уж выдать пенсионерам и инвалидам специальные карты с месячным лимитом, частично или полностью освобождающим от налога, вообще проще простого! Собственно, в Москве они уже выданы виде СКМ, достаточно адаптировать.
-Собирать только на розничном уровне - это "ФАНТАЗИИ". И чего здесь фантастического? НДС почему-то платим. Будет то же самое, но без возврата. Для контроля давно уже везде стоят кассовые аппараты и ходят проверки.
"Сделать косвенными плательщиками тех, кто не ездит".
Так они и при действующей систему косвенно платят! Большая часть экономики ездит и платит налог, и цена для потребителя растёт. Как раз наоборот, в конкурентной среде будут искать способы оптимизации потребления топлива для снижения издержек, что есть благо для экологии и дорог.