Основное назначение масла в гидросистеме АКПП - это быстрое формирование силы во фрикционных элементах системы управления (поэтому оно должно быть, по возможности несжимаемым).
Трансмиссионное масло выполняет 6 основных функций:
1. Передает мощность двигателя в гидротрансформаторе.
2. Поглощает и отводит тепло из трансформатора в радиатор.
3. Формирует давление в системе управления.
4. Обеспечивает охлаждение фрикционных элементов управления трансмиссии.
5. Относит из зоны работы и осаждает на фильтре продукты износа пар трения и деструкции масла.
6. Используется для смазки зубчатых сцеплений, подшипников качения и скольжения, фрикционных дисков, ленточных тормозов, золотниковых пар и т.д.
К сожалению, современные дисперсанты, используемые в трансмиссионных маслах не справляются с полным взвешиванием грязи, образующейся при работе фрикционных накладок и деструкции масла, и не способны полностью воспрепятствовать появлению отстоя, что приводит к загрязнению гидравлических каналов, залипанию клапанов и разрыхлению фрикционных накладок.
Сложность присадочных композиций заключается в том, что необходимо увеличить коэффициент жидкостного трения между фрикционными накладками и стальными поверхностями элементов управления, но при этом повысить скольжение трущихся поверхностей, например, золотниковых клапанов.
Еще одна болезнь системы управления - это постепенная потеря эластичных свойств материалов уплотнений.
Все вышеперечисленные факторы со временем приводят к тому, что переключение передач в автомате происходит с задержкой во времени, рывками. При дальнейшей эксплуатации время пробуксовки возрастает и, в конечном итоге, приводит к невозможности переключения передач, так называемому «зависанию».
Такие известные способы безразборной очистки, как замена масла и фильтра, промывка спиртосодержащими жидкостями не дают удовлетворительного эффекта. В связи с этим СТО вынуждены снимать АКПП с автомобиля и разбирать ее, что хотя и связанно с большими временными затратами и трудоемкостью данных операций, все же НЕ ПРИВОДИТ к полной очистке, т. к. некоторые элементы (например, кожух гидротрансформатора в современных моделях) разбору не подлежат.
Так же данная характеристика важна для бесперебойной работы ленточных тормозов, используемых в системе управления АКПП.
Работа автоматических коробок передач проходит в жестком температурном режиме и при больших скоростях потоков масла. Так локальная температура, возникающая при включении дисковых фрикционных элементов, достигает более 300[SUP]0[/SUP]С, а максимальная температура на поверхности трения ленточного тормоза более 400[SUP]0[/SUP]С. В результате, у углеводородов, входящих в состав масла, а так же смол, содержащихся в веществе фрикционных накладок, рвется часть химических связей, и, становясь свободными радикалами, они прикрепляются к поверхностям гидросистемы. Там они закрепляются и твердеют.
Этим же эффектом обусловлено повышение эластичности уплотнительных резинотехнических изделий.
Кроме активных углеводородов бедой гидросистем является эффект кавитации: газовые пузырьки, появляющиеся в жидкой среде, схлопываются на поверхности металла, развивая давление в 10000 Атм. Тем самым происходит наклепывание, и, при наличии большого количества протонов, идет химическая реакция с образованием гидридов металлов, которые смываются маслом, формируя на поверхности каверны, имеющие сферическую вогнутую форму. Аналогичный износ происходит на высокопрочных, высоколегированных корпусных сталях типа «АК», на ледоколах.
По этому для правильной работы АКПП важно во время менять масло, не перегревать его (в помощь масло кулеры, КОГДА МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ НЕ СТОК) плюс есть возможность добавлять в масло специальную жидкость, которая улучшает свойства масла и убирает так сказать его недостатки и загрязненность всей системы!
Происходит очищение гидравлических каналов, золотниковых пар, поверхностей упорных шайб и втулок от продуктов деструкции масла и разрушения фрикционных накладок, состоящих из различных смоло содержащих материалов, укрепление фрикционных накладок.
Образование антифрикционной пленки на поверхностях золотниковых пар, опорных подшипников, зубьях планетарных передач и пр., восстанавливающей поверхности до исходного паспортного состояния по коэффициенту трения.