Добро пожаловать в Sti Club!

Зарегистрируйся сейчас и присоединяйся к тысячам энтузиастов и любителей марки Субару в России

Стать членом клуба

Особенности и слабые места моторов Subaru FA / FB. Стоимости кап ремонта

Привет всем. В этой статье мы рассмотрим что же нового по сравнению со старыми добрыми моторами EJ серии - в моторах FA и FB. Мы посмотрим какие особенности приготовили нам инженеры, а также изучим проблемы этих моторов. В заключение мы примерно посчитаем во что обойдется капиталка FA/FB и увидим с чем кроме повышенной стоимости может столкнуться Субарист.


5th gen Subaru Impreza FB20 engine in Automobile Council 2016


Но перед этим немного вернемся в историю моторов Субару.


Первый мотор, которыми славится Subaru, мотор серии EJ пришел к автолюбителям аж в 1989 году! Субару производили оппозиты и ранее, но к этому мы вернемся позже. Но именно серия моторов EJ заслужила всенародную, даже мировую любовь и славу стукача и пожирателя масла от автолюбителей по всему миру. И первым стал мотор EJ20, который устанавливался на первое поколение Subaru Legacy 2.0 RS, которое пришло на смену семейству Leone. Двигатель оснащался турбонаддувом и 4мя распредвалами.

Subleg2 749 500 70


Приход серии FA/FB напоминает переход Субару от моторов EA на EJ. Эти моторы правили балом почти 30 лет. А потом вышел EJ, который был технологичнее во всем. Количеству клапанов, фазам, турбинам, размерам поршневой группы, ресурсу и так далее. Если вы считаете, что EJ был не надежен - вы ошибаетесь. О доработках мощности на старой серии моторов EA82T турбо не могло быть и речи! Это был очень хилый мотор, который гнул шатуны и ломал поршни куда более охотно при любом увеличении наддува. И хоть и приход серии EJ сразу не сделал двигатель легендой (это случилось на 8 лет позже с EJ207), то прогресс был более чем значителен. И какие-то общие черты можно проследить и в переходе завода на производство FA/FB.

Но вот, наконец эпоха EJ подошла к концу. В 2021 году с конвейера сошла последняя Subaru STI и эра его закончена. Представьте себе, что Субару производили этот мотор целых 32 года. За это время были введены различные улучшения и доработки, но архитектура и технологичность этого мотора были ограничены. На тот момент это был фурор, но уже в конце нулевых - динозавр. Его наконец-то научились строить и ремонтировать в сервисах, но многие Субаристы по-прежнему не хотят принимать тот факт, что эпоха EJ закончена. Кто-то даже делает свапы из FA/FB на EJ. С этим мы разберемся позже.

Как факт, можно смело сказать, что смена EJ начала заканчиваться в начале 2010-х, когда Субару представили BRZ. И в нем был установлен мотор FA20D.

Часть 1 - Особенности.

Самое главное что нужно знать о серии моторов FA / FB это несколько вещей.

1. Большинство из них обладают прямым впрыском топлива. Основное различие с традиционной системой впрыска заключается в том, что обычно топливо и воздух смешиваются до попадания в камеру сгорания. В системе с прямым впрыском - воздух смешивается в топливом прямо в камере сгорания. За счет этого растет КПД мотора и снижается расход топлива.

IAG AFD 2501 02  09824


По заявлениям многих владельцев Субару эта система вызывает нагар на выпускных клапанах. Двигатель может начать терять мощность или работать неровно, пока нагар не будет очищен и работа выпускного механизма не придет в норму.

2. Двигатель оснащается системой ГРМ с цепью, а не ремнем. По заявлениям Субару цепь менять не нужно вообще. Тем не менее, при различных обстоятельствах происходили случаи обрыва цепи на этих моторах.

Fa607a96 d3e3 456b 8beb bc43b2e8680d6d99bc83f00011c28a182ed9c7653112


3. Стенки блока Subaru FA /FB в толще, чем у EJ, когда речь идет о камере сгорания. Толстые стенки не так хорошо охлаждаются, но Субару поработали и над этим вопросом.

Maxresdefault 3



4. У мотора отдельные круги охлаждения для ГБЦ и блока цилиндров. Уровень потока зафиксирован на одном значении для поддержания более высокой температуры масла в цилиндре, чтобы улучшить КПД за счет снижения силы трения поршня в цилиндре. Моторы FA и FB работают на более высоких температурах масла по этой причине.

5. У моторов FA и FB увеличен ход поршня, но уменьшен сам размер поршня по высоте в том числе. Это позволяет сэкономить топливо при холодных пусках.

6. У моторов FA и FB ассиметричные шатуны, которые разделены по диагонали. Это решение сделано для экономии пространства в моторе и для удобства сборки блока.

4041dc37a1554a86edf46785ebaa9d91


7. Сами поршни были также полностью переработаны для того, чтобы была возможна реализация системы прямого впрыска.

8. ГБЦ мотора состоят из большего количества деталей. В список добавились держатели распредвалов. Это позволило сэкономить в весе головок.

9. Несмотря на то, что ГБЦ и Блок по-прежнему выполнены из алюминия, на моторе FB25, FA20A, FA20F к примеру, гильзы выполнены из литой стали.

10. Введение цепи ГРМ в систему газораспределения позволило изменить угол под которым располагаются и работают клапана, а также уменьшить размер звезд ГРМ. Также в дополнение к этому удалось уменьшить ширину распредвалов, что положительно сказалось на весе.

58609fce4f1f6a56e0286927d11691a5


11. Форсунки переместились и теперь крепятся не к коллектору, а непосредственно к ГБЦ.

12. Субару оснастила катушки зажигания "воспламянителем" или Igniter. Также охлаждение вокруг свечей было доработано, что вновь позволило повысить КПД мотора и снизить расход топлива.

57 3b6c0456 7481 4647 a3c1 9c9480ff383c 1024x1024


13. Система EGR или рециркуляции выхлопных газов переработана и включает в себя систему охлаждения, позволяя остужать большие объемы выхлопа. Это позволяет снизить температуру в камере сгорания, что ведет к снижению рисков детонации и так далее.

14. Некоторые версии из этих моторов, в частности FB20, оснащены легковесной шатунно-поршневой группой, которая славится своими проблемами из-за поршневых колец.

1656297459500 bulletin


15. Маслонасос переехал! Сейчас он располагается сразу же за шкивом коленвала

16. Маслоприемник и поддон были полностью переработаны, по сравнению с моторами EJ

Genuine subaru impreza forester legacy turbo sump oil pan 11109aa053


16. И конечно же сменилась эргономика расположения масляного фильтра. Теперь не так просто его снести сугробом. Но как наполнить его маслом, перед вкручиванием в мотор? Это уже другой вопрос :)

Часть 2. И как оно все получилось?

В результате мотор получился эффективным и современным, а подхватывает он раньше, чем EJ. Некоторые версии мотора FA24 могут ехать на полную катушку уже начиная с 2500 оборотов!

Img05


Неплохой список. И это еще не все! За более полной информаций по техническим спецификациям моторов FA и FB рекомендуем обратиться в наш раздел Вики.


Там Вы найдете все модификации и особенности этих моторов.

Итак, а чего-же следует опасаться в итоге?

1. Нагар на клапанах. Подвержены в основном атмосферные модели с прямым впрыском. Рекомендуется очистка раз в 100 000км

Carbon build up removal large


2. Разрыв Цепи ГРМ. Следите за тем, чтобы механизм смазывания и натяжения в системе работал исправно. Проверяйте цепь на растяжение раз в 50-100 тысяч км.

209067437 4250324291690474 2551508558332145976 n



3. Сломанные пружинки клапанов. Более характерная проблема для FA20, но может встречаться и в других версиях мотора. Проверьте, возможно Ваш автомобиль попадает под отзывную кампанию.


4. Гнутые шатуны. Шатуны во многих версиях турбомоторов FA / FB не расчитаны на дополнительную мощность, если увеличивать ее. Повышенный наддув приводит к поломке шатунов и капиталке этих моторов. Выход за 450нм момента погубит шатуны

Bent connecting rod


5. Некоторые моторы FA20 могут глохнуть. Причиной тому шестерня ГРМ. Мотор очень чувствителен к редким заменам и некачественному маслу. Также помните, что в США Субару рекомендуют для своих автомобилей FA/FB масло 0W20!


6. Проверьте, что Ваш мотор не расходует масло если у вас FB20 и вы не меняли поршневые кольца. Поменяйте их, пока не поздно, это заводской брак.

Перебираем? Расчет капиталки!

Но все же, если Вам не удалось поддержать свой мотор в жизнеспособном состоянии и он застучал - не спешите делать свап на EJ20. Рассмотрим в первую очередь цены на основные запчасти шатунно-поршневой группы. На примере самого распространенного мотора из FA/FB серии.

2018 Forester FB20, к примеру возьмем VIN 4S3GKAA64J3616589


Download 1


Коленвал


Средняя цена 80 000 рублей

Поршень 1шт

12013AC050 (STD GRADE A)
12013AC060 (STD GRADE B)
12013AC070 (OS0.25)
12013AC080 (OS0.50)

Средняя цена: 6000р

002


Поршневые кольца:

12033AD260 (STD)
12033AD270 (OS 0.25)
12033AD280 (OS 0.50)

Средняя цена: 12 000 рублей

Шатун 1шт


Средняя стоимость: 8 000 рублей

Коренные вкладыши:

12209AA970 (STD)
12209AA980 (US 0.03)
12209AA990 (US 0.05)
12209AB000 (US 0.25)

Стоимость 16 000 рублей

Шатунные вкладыши:

12108AB100 (STD)
12108AB110 (US 0.03)
12108AB120 (US 0.05)
12108AB130 (US 0.25)

Стоимость: 10 000 рублей

В итоге получаем 172 000 рублей за шатунно-поршневую группу без учета стоимости работ, обработки блока и так далее.

Если взять стоимость покупки БУ блока и его доработки - можно смело добавлять от 30 до 60 000 рублей в зависимости от состояния в котором найдем.

За работы по сборке с нас возьмут 25 000 рублей.


Итого мы имеем стоимость шорт блока от 197 до 257 тысяч рублей.

Это достаточно значительное изменение стоимости коленвала, по сравнению с моторами серии EJ. Но пока ничего сверхкритичного. Пойдем дальше, разбираться со сборкой голов.

Нам понадобится переборка и очистка голов и клапанов, особенно с учетом нагара в моторах с прямым впрыском.

Стоимость переборки голов - 30 000 рублей.

Если головы идеальны по плоскостям - все будет впорядке и никаких доп работ не потребуется. Но если плоскости нет, тогда придется ее сделать.

Оценим плоскости на ГБЦ и ДВС в 10 000 рублей.

После этого нам понадобится прокладка для того, чтобы скрутить головы и блок.


Комплект прокладок ДВС


Стоимость: 15 000 рублей

Download 2



После этого мы можем приступить с сборке системы ГРМ для мотора FB20D. Напомню, что на текущий момент затраты наши составляют:


От 242 до 302 тысяч рублей с учетом сборки лонг блока (с головами)


ГРМ и цепи!

Download 3



Нам понадобятся:

Цепь ГРМ 2шт


Цена.... не нашлось к сожалению ни одной такой цепи в наличии или под заказ! ZZap и Emex вообще не знают таких номеров.
В США такая цепочка стоит около 100$

Запишем 20 000р за 2 цепочки.

Направляющая цепи ГРМ 2шт


Цена... и вновь не удалось найти эту деталь :(

Натяжитель Цепи в сборе 2шт


Цена не определена, не удалось найти где приобрести натяжитель.

К сожалению такая история со всеми элементами ГРМ :(

Натяжитель маленький


Натяжитель маленький



И в заключение нам понадобится Маслонасос. Его можно перепутать со втулкой шкива коленвала.

1654871952329 default


Цена: 2700р

Установку и настройка всех механизмов ГРМ оценим в 30 000 рублей.

Сейчас мы столкнулись с проблемой дефицита запчастей при сборке ГРМ. Но ведь мы еще не приобрели помпу. Добавим их в список

Водяная помпа на АТМО FB20D


Средняя цена: 20 000 рублей

Далее нам нужно будет собрать все воедино, подключить, накинуть впуск, выпуск. Залить масло, купить фильтры и другие расходники.


И что же мы имеем? Сложно точно, сказать, но с учетом представленных выше затрат ремонт такого мотора обойдется Вам от 350 тысяч рублей без учета сборки впуска, выпуска и всего остального. С учетом дефицита деталей для ГРМ можно смело учитывать 400 тысяч рублей и месяцы ожидания деталей. Вполне возможно, что кому-то придет в голову идея не менять ГРМ. Но так делать не стоит, лучше заказать все эти детали.

Sti-club может помочь с элементами ГРМ, мы привезем их от официального дилера из другой страны. Просто позвоните нам! или напишите.


S l1600 3


Пост Скриптум

Но наверное вы спросите - а может возможно найти шорт блок для FB и просто приобрести его? Давайте проверим!

11010AB41A - шорт блок FA20D

Нам не удалось найти такой шорт блок в продаже на территории РФ. Поэтому, скорее всего такого варианта попросту нет.

Как итог, можно сказать, что переборка моторов FA является достаточно похожей по затратам на EJ207 на ковке. Но разница лишь в том, что можно столкнуться с большим дефицитом деталей, особенно из раздела ГРМ. Мы настоятельно рекомендуем следить за своим мотором, подбирать оптимальное под Ваш климат и стиль езды масло, в соответствии с рекомендациями производителя, не просрочивать сервисные интервалы по замене масла и посещать дилера для своевременной проверки отзывных кампаний.

В целом моторы FA/FB достаточно надежны, если за ними следить и лишены болячек моторов EJ. Спасибо что были с нами, и до новых встреч!
 

Вложения

  • maxresdefault (2).jpg
    maxresdefault (2).jpg
    87.9 KB · Просмотры: 62
  • BRZEngine.jpg
    BRZEngine.jpg
    133.8 KB · Просмотры: 28,507
TABLOID
TABLOID

TABLOID

Местный Журналист
TApoK
Кстати рубашки охлаждения в FB и FA моторах отличаются, в атмо есть допольнительные вставки в блок судя по всему для изменения циркуляции ОЖ,

Осталось еще запилить статью про CB18 и народ точно новые субы перестанет покупать)
 
TABLOID
Кстати рубашки охлаждения в FB и FA моторах отличаются, в атмо есть допольнительные вставки в блок судя по всему для изменения циркуляции ОЖ,

Осталось еще запилить статью про CB18 и народ точно новые субы перестанет покупать)
Я правда не понимаю где брать натяжители, успокоители и другие вещи для этих моторов. Их нет даже в эмиратах.
 
TABLOID
Да, спасибо за уточнение, я думал эти номера одинаковые на всей серии моторов.
 
Сверху