выцепил на этом форуме...
"эффект большого r/s:
за: позволяет поршню дольше находиться в вмт, что обеспечивает лучшее горение топливной смеси, т.е. более полное сгорание топливной смеси, более высокое давление на поршень после прохождения вмт, более высокая температура в камере сгорания. в результате хороший момент на средних и высоких оборотах. длинный шатун уменьшает трение пары «поршень-цилиндр», а это особенно важно при рабочем ходе поршня.
против: мотор, собранный с достаточно большим значением r/s не обеспечивает хорошее наполнение цилиндров на низких и средних частотах вращения кв, из-за снижения скорости воздушного потока (из-за уменьшения скорости движения поршня после вмт, в момент открытия впускного клапана). большая вероятность появления детонации из-за высокой температуры в камере сгорания и длительного времени нахождения поршня в вмт.
эффект малого r/s:
за: обеспечивает очень хорошую скорость наполнения цилиндров на низких и средних частотах вращения кв, так как скорость движения поршня от вмт больше, разряжение нарастает быстрее, что улучшает наполнение цилиндров, более высокая скорость движения топливовоздушной смеси делает смесь более гомогенной (однородной) что способствует лучшему сгоранию. преимущества: более низкие требования к доработке и диаметрам каналов гбц, чем на моторе с высоким соотношением r/s.
против: малая величина rs означает, больший угол наклона шатуна. это значит, что большая сила будет толкать поршень в горизонтальной плоскости. для мотора это означает следующее: 1) большая нагрузка на шатун (особенно на центр шатуна), что делает разрушение шатуна более вероятным. разрушение шатуна само по себе мало вероятно, кроме случаев обрыва, при заклинивании и гидроударе, как правило, шатун рвется у верхней или нижней головки под углом приблизительно 45 градусов к оси шатуна.
2) увеличение нагрузки на стенки блока цилиндров, большая нагрузка на поршни и кольца, увеличение рабочей температуры вследствие повышенного трения, как результат, более быстрый износ стенок цилиндра, колец, и ухудшении условий смазки. износ этого участка зависит от величины смещения оси пальца отн. оси поршня и от значения максимального угла наклона шатуна, т.е. при применении "кованных" поршней со смещенным пальцем, износ будет меньше чем при применении стандартных поршей.
3) более короткий шатун также увеличивает скорость движения поршня, что влияет на износ и увеличение трения. максимальная скорость поршня приходится на угол около 80 градусов поворота коленчатого вала от вмт, для мотора с коленвалом 74,8 мм при 5600 оборотов в минуту она равна 22,92 м/с при шатуне 121 мм., и 22,80м/с., при шатуне 129 мм. наиболее весомым является зависимость ускорения поршня от длины шатуна.
большие значения ускорения положительно влияют на наполнение цилиндров на малых оборотах, что ведет к «тяговитости» двигателя в следствии лучшего наполнения. но на высоких оборотах из-за инерционности потока во впускной трубе происходит эффект запирания на впускном клапане (т.е объем цилиндра над поршнем растет быстрее, чем может заполняться через клапанную щель, что ведет к ухудшению наполнения и мощностных характеристик на высоких оборотах). в случае длинного шатуна на малых оборотах происходит обратный выброс смеси, но на высоких нет явления запирания."
если я правильно понял, то то если на больших оборотах можно увеличить клапанную щель(подъем клапана), то и наполение цилиндров будет лучше и соответственно крутиться будет лучше. я прав или я вообще не понял ничего?
))