ГИМС штрафует за отсутствие прав на моторы от 5 до 10 сил. Может кому поможет следующая информация:
До недавнего времени, точнее до вес*ны 2012 года, никаких вопросов относи*тельно необходимости иметь права на управление моторной лодкой не возни*кало. Если мощность двигателя меньше 5 лошадиных сил, права не нужны, если больше – получай права, иначе будешь платить штрафы. Однако 23 апреля 2012 года тогдашний президент Медведев под*писал Федеральный закон N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законо*дательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерно*го судна», который, в частности, отменил государственную регистрацию маломер*ных судов массой до 200 кг с двигателя*ми мощностью до 8 кВт (10,8 л.с.) вклю*чительно.
Но согласно действующему на тот мо*мент законодательству, иметь права было необходимо только тем, чьи маломерные плавсредства подлежали госрегистра*ции. Отсюда логически вытекало, что на моторах до 10 лошадей можно ездить без прав. Если, конечно, лодка вместе с мото*ром весит меньше 200 кг и, стало быть, не подлежит регистрации в ГИМС.
Рыбаки, как известно, народ дошлый и законы, если они затрагивают их кров*ные интересы, читают внимательно. Вла*дельцы 10-сильных моторов, которые к тому времени правами по каким-то при*чинам не обзавелись, принялись радост*но рассекать акватории. Многие даже прикупили по такому случаю движки, на что раньше не решались из-за волокиты с получением прав.
Но логика логикой, а ведомственные инструкции, приказы и распоряжения никто не отменял. Более того, продолжал действовать и приказ МЧС России от 29 июня 2005 года N 498 «Правила аттеста*ции судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС». В нем говорилось, что «Государ*ственная инспекция аттестует судоводи*телей и выдает им удостоверения на пра*во управления самоходными судами вну*треннего плавания <…> с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 кило*ватт».
Приказа не трогать «бесправных» ез*доков на 10-сильных моторах инспектора ГИМС не получали, а потому продолжали таковых регулярно наказывать. На воде начались конфликты.
«РР» не раз писал об этой проблеме и не раз обращался к гимсовским началь*никам разного уровня с одним вопросом: нужны по закону права на управление лодкой под мотором до 10 л.с. или нет? Ответ в большинстве случаев был при*мерно такой: по закону не нужны, но ко*манды не штрафовать пока не поступало. В итоге люди на свой страх и риск выез*жали на воду и сплошь и рядом попада*ли на штрафы.
И вот в июне этого года ГИМС нако*нец поставил точку в этой затянувшей*ся неразберихе. Начальник Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России Вадим Серегин подписал Ин*формационное письмо управления ГИМС МЧС России № 2911-3-889, в котором, в частности, говорится:
«В действующем законодательстве Российской Федерации не существует прямого требования о наличии удостове*рения на право управления маломерны*ми судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, не подлежащими государствен*ной регистрации, а в случае управления судном, не подлежащим государственной регистрации, лицом, не имеющим удо*стоверения на право его управления, не предусмотрена административная ответ*ственность.
В связи с вышеизложенным, Управле*ние безопасности людей на водных объ*ектах МЧС России считает, что на период до вступления в силу новых Правил атте*стации на право управления маломерны*ми судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, и административного регламен*та предоставления соответствующей го*сударственной услуги требований к нали*чию удостоверения на право управления маломерным судном, используемыми в некоммерческих целях, не подлежащих государственной регистрации, во время осуществления контрольно-надзорных функций не предъявлять».
То есть, если перевести с бюрократи*ческого на русский, требовать у судово*дителя права на управление маломерным судном, если его плавсредство не подле*жит госрегистрации, инспекторы ГИМС не должны. Правда, с оговоркой, что только до вступления в силу новых Пра*вил аттестации на право управления ма*ломерными судами.
В.В. Серегин распорядился довести эту информацию до всего личного соста*ва ГИМС МЧС России, а также разместить на официальных сайтах территориальных органов МЧС России. Однако, памятуя о том, что среди инспекторов ГИМС может попасться и такой, который не успел озна*комиться с письмом Серегина, советуем вырезать напечатанную выше цитату из этого письма и иметь ее при себе на слу*чай встречи с таким инспектором.
А в дополнение к этому полезной бу*дет и следующая выдержка из Кодекса внутреннего водного транспорта Россий*ской Федерации:
Глава IV. Право собственности на су*да, государственная регистрация судов и прав на них
Статья 16. Государственная регистра*ция судна и прав на него
- Не подлежат государственной ре*гистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт вклю*чительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превы*шать 9 метров, которые не имеют двига*телей и на которых не оборудованы места для отдыха.
В разных странах единицы мощности, которые называют лошадиной силой, не*сколько различаются. В России под лошади*ной силой понимается так называемая ме*трическая лошадиная сила, равная 735,49875 ваттам. В США и Великобритании лошадиная сила принимается равной 745,69988145 Вт. 8 кВт при переводе в эти единицы дают 10,8 и 10,7 л.с. соответственно.
Вот письмо МЧС:
http://www.mchs.gov.ru/document/1129056