Посмотреть вложение 9133Посмотреть вложение 9134Посмотреть вложение 9135
Пресс-релиз №11/023 31 июля 2011
Ювяскюля, Финляндия
Экипаж Дмитрия ТАГИРОВА и Анны ЗАВЕРШИНСКОЙ финишировал в своем дебютном выступлении на легендарном Neste Oil Rally Finland, IV этапе Чемпионата Мира в зачете «серийных» автомобилей (Production WRC). На долю экипажа выпало немало технических проблем, помешавших провести гонку в полную силу, но единственные россияне, выступающие в зачете PWRC, смогли набрать очки в зачет чемпионата.
Трудные очки на легендарной гонке
Второй, самый длинный в отношении перегонов между спецучастками день (трасса уходила почти на 200 км к югу в сторону Лахти), российский экипаж начал на удобной десятой позиции в своем зачете и был намерен атаковать.
«Эти дороги сложны и дают минимальный допуск на погрешность – рассказывал Дмитрий –
но опыт недавних выступлений в Эстонии научил нас как раз тому, как нужно наиболее точно пилотировать по стенограмме, а стенограмма в этот раз у нас получилась хорошая». Но начался день не с самого приятного события: украинский экипаж Александра Салюка, вышедший на трассу незадолго до россиян, потерпел серьезную аварию на одном из трамплинов уже в шести километрах после старта, и штурман получил ушиб спины. Дмитрий и Анна увидели показанный пилотом аварийной машины знак «SOS» и остановились, согласно правилам «чтобы получить информацию о происшествии и затем передать ее на ближайший пост связи». На это ушло более двух минут, и о спортивном результате на спецучастке в таких обстоятельствах, естественно – говорить не приходилось. Скажем сразу – с украинским спортсменом в итоге все обошлось, он был госпитализирован для обследования и на следующий день отпущен из больницы. Для оказавшего помощь экипажа потеря времени должна была быть компенсирована судьями (так впоследствии и случилось), но такие решения принимаются на заседании Коллегии Спортивных Комиссаров в конце дня. А пока нашим гонщикам пришлось ехать дальше, не имея возможности объективно сопоставить свое положение в борьбе с соперниками – «точного результата» для них пока не существовало. Дмитрий и Анна продолжили гонку чуть более осторожно, чем планировали.
«Авария Салюка несколько подпортила нашу мотивацию, мы переживали за ребят и сами проехали не совсем так, как могли бы здесь» - признался пилот. Тем не менее, на остальных двух спецучастках этой секции экипаж уверенно показал результаты в первой десятке зачета и поднялся в турнирной таблице на восьмую строку. Было понятно, что на этот раз побороться за подиум будет проблематично, поскольку к регулярным участникам зачета PWRC в Финляндии добавились три сильных местных пилота (двое – по специальному приглашению организаторов, один – на замену пропустившему этап Андерсу Грендалю), а бороться «с первого раза» с финнами на этой трассе – занятие практически безнадежное и излишне рискованное. Протоколы отражали именно такое положение: те, кто выступал на этой трассе раньше – ощутимо уходили вперед. Так что нашему экипажу нужно было сохранять спокойствие и стараться стать лучшими из тех, кто здесь ранее не выступал. Дмитрий и Анна уверенно шли к выполнению этой задачи, не допуская никаких ошибок, ведя гонку в надежном, но не медленном темпе.
Увы, реализовать эту стратегию помешала техника.
«Мы не ошибались, не вылетали с трассы. Но на восьмом спецучастке образовалась глубокая колея после машин впереди, и в одном из виражей в этой колее оказался крупный камень. Отрулиться от него возможности не было – нас бы выбросило из колеи за пределы трассы» - рассказал пилот. Удар в подвеску оказался крайне неудачен: шток амортизаторной стойки сильно загнуло. Удалось финишировать на этом спецучастке и стартовать на следующем. Но на тридцати километрах этого, самого длинного спецучастка в гонке – стало понятно, что «проскочить» не удается: разрушенная подвеска стала буквально убивать автомобиль! Сначала отказал гидроусилитель руля, затем – вышел из крепления приводной вал. Впереди было еще около 200 километров трассы и два спецучастка – до финиша в таком состоянии было не дотянуть. Было принято досадное, но необходимое решение: чтобы не допустить дальнейших повреждений – остановиться после финиша СУ9, оформить сход и вернуться в гонку уже наутро, после ремонта – по системе «Суперралли». Практически аналогичное повреждение получил и автомобиль шведа Патрика Флодина, выступающего при поддержке той же команды Uspensky Rally Tecnica, что предоставляет техническое обеспечение и Дмитрию. Швед, вице-чемпион 2010 года – вел борьбу за подиум. Повреждения на его машине оказались чуть менее значительны, и, хоть и с потерей времени – ему удалось добраться до сервиса. А для Дмитрия и Анны проблема усугубилась тем, что остановка произошла в 185 километрах от Ювяскюля, куда необходимо было доставить автомобиль для ремонта. В итоге машина прибыла на сервис уже заполночь, до крайнего срока постановки в закрытый парк оставалось совсем немного. Ремонт был произведен, но о том, чтобы провести необходимую точную настройку установленной подвески – не было и речи, просто не оставалось времени.
Так что наутро, получив полагающийся при использовании «суперралли» временной «довесок» в целых 10 минут к результату – экипаж вернулся на трассу не с лучшими настройками.
«Они оказались слишком жесткими, автомобиль отпрыгивал в колее, и это было очень опасно – нас могло банально выбросить с трассы» - рассказывал Дмитрий ТАГИРОВ. Да и в стартовой ведомости наши спортсмены оказались достаточно далеко позади, среди куда более медленных экипажей, и дважды сталкивались с проблемой «упора» в пыль от идущих перед ними, а на одном из спецучастков – вынуждены были обгонять сразу две машины, одна из которых не особенно стремилась уступать дорогу (хотя по раллийной этике так принято: ведь, если тебя догнали, значит – догнавший уже выигрывает как минимум минуту). Кое-как подстроить подвеску все-таки удалось по ходу утренней секции субботы. Появилась определенная уверенность в пилотировании, но десятиминутный «гандикап» не позволял говорить о том, чтобы подняться по турнирной таблице на прежние позиции – в Финляндии результаты достаточно плотные. Потихоньку сокращая отставание, оставалось рассчитывать лишь на то, что у экипажей впереди могут тоже возникнуть проблемы. Сначала из-за поломки остановился чемпион Перу Николас Фукс. На первом спецучастке после дневного перерыва, в 300 метрах от старта вылетел с трассы и разбил машину об дерево пилот из ОАЭ Маджед Аль-Шамси. Поломка коробки передач оставила за бортом гонки чемпиона Мексики и Испании Бенито Гуэрру. Но и для Дмитрия и Анны день выдался отнюдь не беспроблемным. Сначала камень, попавший в колесный диск – погнул тормозной суппорт, и тормоза стали подклинивать. А на заключительной секции двигатель попросту отказался раскручиваться выше 4000 оборотов.
«На знаменитом трамплине спецучастка «Урриа» обычно стараются не прыгать – дальние полеты там чреваты слишком жестким приземлением – невесело улыбаясь
, рассказывал Дмитрий –
мы же могли себе позволить промчаться там в полный газ… Просто этого «полного газа» было настолько немного». Кстати, прыжок получился очень хорошим – автомобиль приземлился сбалансировано, повреждений не получил. Так что порадовать своих болельщиков, которых в Финляндию приехало немало – наши ребята все-таки здесь смогли.
Несмотря на все злоключения – Дмитрий и Анна довели автомобиль до финиша. А «естественный отбор» среди соперников позволил вернуться в «очковую зону» - в копилку зачета Production WRC упало еще два балла. Конечно, изначально экипаж рассчитывал на более высокий результат, и тем более обидно было его не достичь, что наши спортсмены не совершали ошибок в пилотировании, сумели подготовить правильную скоростную стенограмму, предусмотреть все основные «ловушки» этих дорог. Но не стоит забывать, что финская трасса – по праву считается самой сложной раллийной трассой в мире, и редко кому удается с первого раза здесь хотя бы финишировать. К примеру, один из приглашенных на это ралли финнов, Яркко Никара (который произвел неизгладимое впечатление, переигрывая фаворитов зачета PWRC и в итоге – после опрокидывания в первый день – сумевший пробиться до второго места) признался на финише: «Я стартую здесь в пятый раз, но впервые проехал всю гонку без «Суперралли»!». На фоне острейшей конкуренции и череды технических трудностей – результат российского экипажа выглядит очень достойно.
Ну а победу завоевал (уже на третьем этапе подряд) новозеландец Хейден Пэддон, сумевший очень точно найти грань между скоростью и надежностью. Выйдя в лидеры во второй день гонки за счет проблем у соперников, Хейден смог очень грамотно построить оборону и не растерять полученное преимущество. В заключительный день он выиграл только один спецучасток, но удержал нагоняющих соперников позади. С учетом того, что следующий этап Production WRC пройдет на дорогах Австралии, это будет почти «домашняя» гонка для Пэддона – он сделал серьезную заявку на победу по итогам сезона. Второе место в Финляндии досталось отчаянному Яркко Никаре, но для него это был лишь разовый выезд на этапы PWRC. А третье место, в острейшей борьбе несколько раз переходившее из рук в руки – в итоге осталось за Патриком Флодином, который, несмотря на призовой финиш – был расстроен, ведь он ехал в Финляндию побеждать.
Итак – следующий этап состоится во вторую неделю сентября в Австралии. По утвержденному в начале сезона плану – россияне этот этап пропускают (участники PWRC получают зачет по системе «количество этапов в году минус один»). Сейчас Дмитрий и Анна занимают с 25 зачетными очками седьмую строку в таблице чемпионата. Естественно, кое-кто из тех соперников, кто номинировал для себя австралийскую гонку – сможет немного «подвинуть» их. Так что побороться за то, чтобы отвоевать позиции и улучшить положение – придется теперь уже во второй половине октября, на испанском этапе. Но для Дмитрия ТАГИРОВА и Анны ЗАВЕРШИНСКОЙ сейчас перерыва в соревновательной программе не намечается: уже на следующей неделе экипаж отправляется в шахтерский городок Гуково в Ростовской области, где состоится V этап Чемпионата России, в котором Дмитрий и Анна ведут борьбу за победу и сейчас занимают вторую строку в турнирной таблице.
Дмитрий ТАГИРОВ, пилот: «В последний день пришлось ехать, буквально стиснув зубы! Мы ехали и ждали – ну что еще может случиться в техническом плане… И небольшие, но весьма мешающие ехать поломки – вылезали одна за другой. Тем не менее, я не очень расстроен подобным результатом. Финишировать с первого раза в Финляндии, не вылететь с трассы, не разбить автомобиль, и еще и набрать зачетные очки – это неплохо! Это – фантастическая гонка, бесконечно красивая и столь же бесконечно сложная!»
Йоши ФУДЖИМОТО, Управляющий директор компании TEIN, поставщика подвески: «То, что произошло во второй день – нам еще предстоит проанализировать. К сожалению, когда автомобили попали в руки инженеров – разрушения подвески были уже настолько значительны, что не было возможности понять – с чего же эти разрушения начались. Можно сказать, что подвеска к этому моменту была уже полностью уничтожена на правом переднем углу обеих машин. К счастью, Дмитрий сумел достаточно точно описать ситуацию, в которой эта поломка возникла. За последние пять лет у нас не было прецедентов поломки амортизаторов по конструктивно «слабым точкам», а на подвеске TEIN едет немало автомобилей «серийной» категории. Так что нам предстоит разобраться и все-таки как-то попытаться вычислить причину»
Итоги Neste Oil Rally Finland, зачет Production WRC
Дистанция: 1355,21 км, из них – 314,39 на 22 скоростных участках
1. Хейден Пэддон – Джон Кеннард (Новая Зеландия, Subaru) 2:51.57,2
2. Яркко Никара – Петри Никара (Финляндия, Mitsubishi) +40,2
3. Патрик Флодин – Йоран Бергстен (Швеция, Subaru) +1.07,7
4. Юкка Кетомяки – Кай Рисберг (Финляндия, Mitsubishi) +1.13,2
5. Михал Косцюшко – Мацек Щепаняк (Польша, Mitsubishi) +2.12,6
6. Микко Пайюнен – Яни Сало (Финляндия, Renault) +2.50,7
7. Валерий Горбань – Вадим Чернега (Украина, Mitsubishi) +13.08,8
8. Алексей Кикирешко – Сергей Ларенс (Украина/Эстония, Mitsubishi) +22.05,8
9. Дмитрий Тагиров – Анна Завершинская (Россия, Subaru) +22.34,2
Положение в Production WRC после четырех этапов:
- Хейден Пэддон (Новая Зеландия) – 75 очков
- Мартин Семерад (Чехия) – 50
- Патрик Флодин (Швеция) – 34
- Юкка Кетомяки (Финляндия) – 30
- Валерий Горбань (Украина) – 28
- Николас Фукс (Перу) – 27
- Дмитрий Тагиров (Россия) – 25
- Бенито Гуэрра (Мексика) – 20
- Яркко Никара (Финляндия) – 18
- Михал Косцюшко (Польша) – 17
…
Всего классифицировано 19 пилотов, экипаж Юрия Протасова (Украина) исключен из зачета Production WRC за пропуск «номинированного» этапа в Финляндии.
Официальная медиа-служба экипажа Д.Тагиров – А.Завершинская
www.dmitrytagirov.com
media@dmitrytagirov.com
Антон Борисенко