Для информации
ОСАГО без лицензии
Что делать, если страховая компания разорилась
Страховщики бегут с рынка обязательного автострахования. Одни из-за кризиса, другие из-за того, что не умеют или не хотят нормально работать. Крайними же, как у нас водится, становятся автовладельцы, которые попадают в ДТП не по своей вине. Добиться возмещения ущерба по ОСАГО трудно, но можно.
Вызывай ГИБДД
Для тех, кто попал в ДТП не по своей вине, а страховая компания виновника разорилась, есть три пути, чтобы получить деньги за нанесенные людям или технике увечья.
1. Обратиться в РСА (Российский союз автостраховщиков) с заявлением. Эта организация взяла на себя долги разорившихся страховых фирм. Такой путь долгий, но на сегодня самый надежный. Собранные документы (их перечень есть на сайте РСА в интернете -
www.autoins.ru) можно отнести самому в офис РСА или послать по почте по адресу: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, 27, строение 3, 4-й этаж. Очереди в офис огромные. Каждый день сюда обращаются около 200 автовладельцев - в 10 раз больше, чем до кризиса.
2. Идти в страховую компанию, которую РСА уполномочил производить выплаты по долгам исчезнувших с рынка страховых фирм. Их всего пять: "Росгосстрах", "РЕСО", "Макс", "Ингосстрах" и "РОСНО". Филиалы названных фирм на радость автовладельцам имеются практически во всех городах России. Некоторые из них, правда, просят сначала обратиться непосредственно в РСА, а потом уже к ним. Но убедить работников уполномоченных компаний принять документы и произвести выплаты все-таки можно. Особенно, если вы точно узнали в РСА, что именно в эту компанию переданы документы виновника ДТП и клиента прогоревшей фирмы.
3. Подать в суд на виновника ДТП. Этот вариант удобнее в том случае, если виновник аварии - водитель, машина которого является собственностью какой-то организации - юридического лица.
Примечание. Во всех трех случаях первый шаг после ДТП - вызов сотрудников ГИБДД. Именно они должны подтвердить, что вы не виноваты в ДТП, и выдать справку, подтверждающую этот факт.
Скопируй полис
Что вы обязательно должны сделать после ДТП не по вашей вине, - снять копию полиса ОСАГО виновника аварии и заверить ее у нотариуса. Если раньше страховщики требовали только указать номер страхового полиса виновника, то теперь - копию. Это, наверное, самое трудное. Особенно, если ДТП произошло ночью или в выходные дни, да еще далеко от города. Что ж, надо напрячь все свои силы и убедить виновника аварии отдать полис хотя бы на время. Иначе документы ни в РСА, ни в уполномоченной компании, ни в суде не примут. Стоит нотариально заверенная бумага от 300 до 500 рублей, но их вам выплатят при возмещении ущерба за авто, если вы приложите квитанцию. Конечно, если вы уверены, что компания виновника аварии живет и здравствует (это можно проверить по телефону с места ДТП), то никаких копий не требуется.
Ищи эксперта сам
Еще один момент, требующий беготни. Если раньше потерпевший водитель спокойно ехал в страховую компанию виновника ДТП и ее работники сами определяли размер нанесенного ущерба, то теперь автотехническую независимую экспертизу надо делать самому. Тут смотрите в оба. Самое главное - обязательно проверить лицензию у организации, куда вы решили обратиться, на право производить независимую экспертизу и оценку ущерба. К описанию повреждений вашей машины обязательно должны прилагаться фотографии, на которых запечатлены эти самые повреждения, данные спидометра о пробеге, общий вид автомобиля с номерными знаками. Процедура не такая сложная и производится достаточно быстро. Время отнимает подсчет стоимости восстановления машины. Он может отнять до трех дней, если повреждений много. Напомните экспертам, чтобы они учли так называемые скрытые повреждения. Их устранение часто стоит больше, чем ликвидация вмятин и царапин.
За независимую экспертизу придется выложить в Москве от 2500 рублей и выше. Все зависит от размера ущерба. Мне недавно пришлось отдать 2700 рублей за то, что независимый эксперт констатировал: у машины поврежден левый задний бампер и разбит левый задний фонарь. Но эти деньги также вернут при возмещении ущерба. Согласно квитанции.
Примечание. В документах вы обнаружите две суммы оценки ущерба. Одна - с учетом амортизации поврежденных деталей авто, другая - без. Вторая - больше. Дело в том, что некоторые страховщики, чтобы поменьше платить пострадавшим автовладельцам, до сих пор высчитывают так называемый износ деталей, хотя это делать запрещено. Поэтому в заявлении указывайте большую сумму и добивайтесь, чтобы выплатили именно ее. Ссылаться при этом нужно на федеральный закон об ОСАГО.
Не обожгись
Опасно сейчас покупать полисы ОСАГО в тех компаниях, которые еще не лишены лицензий, но находятся, что называется, под подозрением. По некоторым сведениям, фирм, которые дышат на ладан, около 20. В РСА недавно был составлен список неблагонадежных СК, где рискованно брать полис.
источник: Труд, 2 апреля 2009 г.