Если вдруг мимо вас по дороге пронеслось что–то
с воем, то значит это был спортбайк.
Что представляет из себя спортбайк и почему он получил такое распространение расскажу в этой теме.
Спортбайк (sportbike) — это мотоцикл, предназначенный для движения на больших скоростях. Отличительные особенности спортбайка:
— обтекатель, который улучшает аэродинамику
— двигатель с высокой удельной мощностью
— сравнительно небольшой вес
— посадка водителя
собранная и напоминает
"эмбрион" или букву Z
Конструктивные особенности спортбайков таковы:
— бОльший вес распределён на переднюю часть, например, 55% перед и 45% веса на зад, вследствие этого основным тормозом является передний
— подножки расположены на значительной высоте (ноги сильно сгибаются в коленях) для больших углов наклона мотоцикла
— руль (клипоны) расположен низко для залегания за ветровым стеклом
Из–за этого формируется соответствующая посадка водителя: колени к ушам, руки вниз, "пятая точка" вверх. Для пассажиров спортбайки являются малопригодными средствами для перемещения. Добросить пару километров по ровному прямому шоссе ещё куда ни шло. Туризм же превратится в пытку (хотя понятие "комфорт" у каждого своё).
История спортбайка в современном виде начинается в 1985 году, когда японская компания Suzuki произвела на свет модель
GSX–R750 (4 такта, 4 цилиндра в ряд, объём двигателя 750 см3, мощность 106 л.с. и масса 176 кг). Это был мотоцикл с таким поразительным соотношением масса–мощность, что на ближайшем соревновании один гонщик, сняв с него зеркала и номер, выиграл гонку.
Сегодня, спустя почти 30 лет, с этой модели "снимают" уже 150 л.с.. До этого были просто быстрые дорожные мотоциклы и спортивные мотоциклы (предназначенные для участия в соревнованиях).
Королём большеобъёмных спортбайков является
Honda CBR900RR Fireblade, дебют которого состоялся в 1992 году. При массе 185 кг двигатель выдавал 124 л.с.. Журналисты в то время оценили его как бескомпромиссный. Со временем мотоцикл стал более покладистым. Модель получилась настолько удачной, что на ней и путешествовали и занимались стантрайдингом. Наиболее надёжными и удачными модификациями считаются
"919" 1998 года выпуска и
"929" 2000 модельного года. С 2004 года, нарастив кубатуру, модель переименовали в
CBR1000RR Fireblade. Сегодня он имеет мощность 178 л.с..
Родоначальником 600–кубовых мотоциклов считается Honda
CBR600F, который в 1987 году имел мощность 85 л.с. и массу 180 кг.
Почему двигатели именно 600, 750 и 1000 см3 стали применяться? Дело в том, что такие мотоциклы являются основой для чемпионатов серии Супербайк (SuperBiKe) и Суперспорт (SuperSport). Раньше для участия в SBK допускались 4–цилиндровые мотоциклы объёмом 750 см3 и двухцилиндровые 1000–кубовые. В 2008 году правила изменились и теперь допускаются четырёхцилиндровые объёмом 1000 см3 и двухцилиндровые объёмом 1200 см3. Для SS правила остались прежними: четыре цилиндра 600 см3, три цилиндра 675 см3 или два цилиндра объёмом 750 см3. Все четырёхтактные на основе серийных мотоциклов.
Помимо названных современными спортбайками с рядными четырёхцилиндровыми двигателями являются:
— Yamaha
YZF–R1,
YZF–R6
— Honda
CBR600RR
— Kawasaki
ZX–6R,
ZX–10R
— Suzuki
GSX–R600,
GSX–R1000
— MV Agusta
F4 1000
— BMW
S1000RR
Спортбайками с рядными четырёхцилиндровыми двигателями недалёкого прошлого считаются:
Kawasaki
ZX–7R, Kawasaki
ZX–9R, MV Agusta
F4 750, Yamaha
FZR600, Yamaha
FZR1000,
Yamaha YZF600R Thundercat,
Yamaha YZF1000R Thunderace.
"Мягкие" спортбайки:
— Suzuki
RF400R,
RF600R,
RF900R
— Suzuki
GSX600F,
GSX650F,
GSX750F,
GSX1250F (Katana)
Гипербайки (большие, мощные и тяжёлые спортбайки) прошлого и настоящего:
— Suzuki
GSX–R1100,
GSX–R1300 Hayabusa
— Kawasaki
ZX–12R,
ZZ–R1100,
ZZ–R1200,
ZZ–R1400
— Honda
CBR1000F,
CBR1100XX SuperBlackBird,
VFR1200F
— BMW
K1200S,
K1300S
Спортбайки с двухцилиндровыми V — и L–образными двигателями выбирают ценители сочной тяги с низких оборотов, компактности, красоты и звука
взлетающего бомбардировщика. К таким современным моделям можно отнести:
—
Ducati 1199 Panigale
—
Ducati 899 Panigale
—
KTM RC8
И ушедшие в прошлое:
Ducati 916,
Ducati 996,
Ducati 998,
Ducati 999,
Ducati 1098,
Ducati 1198,
Ducati 748,
Ducati 749,
Ducati 848, Honda
VTR1000SP1 и
SP2 (RVT1000), Aprilia
RSV1000R Mille, Suzuki
TL1000R
К довольно экзотичным трёхцилиндровым спортбайкам старым и новым относятся:
— Benelli
Tornado 900 и
1130
— Triumph Daytona
675 и
955
— MV Agusta
F3
Особняком стоят спортбайки прошлого от BMW. Несмотря на их небольшую распространённость в Германии проводились чемпионаты серии этих моделей:
—
R1100S и
R1200S с оппозитными двухцилиндровыми двигателями объёмом 1100 и 1200 см3 соответственно
—
HP2 Sport с самым мощным (133 л.с.) оппозитным двухцилиндровым двигателем
Двигатели типа V4 мало распространены на спортбайках (
Aprilia RSV4, Honda
VRF750 (спортивная
RVF750), Honda
VFR800).
Моделей с двигателями типа R2 ещё меньше (
MZ1000S).
Не могу обойти стороной почти штучный
NR750. Четырехцилиндровый, четырехтактный V–образный двигатель с четырьмя
овальными поршнями (и с двумя шатунами на поршень!), восемью клапанами на цилиндр – сложность конструкции вызывала самые разные (часто противоположные) эмоции. Кроме того, на каждый цилиндр было две свечи зажигания.
Читатель может подумать, что спортбайков с двигателем менее 600 см3 не существует. На самом деле они существуют. И ещё как. Особенно актуальны в Японии, так как японские мотопроизводители выпускают копии больших мотоциклов с маленькими двигателями (250 и 400 см3) для внутреннего рынка. Другое дело, что из–за русского менталитета (меньше литра — не мотоцикл) такие мотоциклы не пользуются большой популярностью. В последние годы в виду ценовой доступности маленькие спортбайки стали набирать популярность. Да, у них максимальная скорость небольшая (по меркам спортбайков, конечно), но они выглядят как вполне полноценные большие мотоциклы. Не стоит забывать и про восходящие китайские модели, которые с каждым годом становятся всё красивей и надёжней. Такими моделями являются:
— Kawasaki
250R и
300R Ninja
— Honda
CBR125R
— Honda
CBR250R
— Honda
CBR400R
— Yamaha
YZF–R125
— Aprilia
RS125
— Cagiva
Mito 125
—
Minsk R250
И "приветы" из 90–ых:
— Honda
CBR400RR и
CBR250RR (были такими же "резкими" как старший брат CBR900RR Fireblade)
— Honda
VFR400R (
RVF400R), двухтактные
NSR250R и
NS400R
— Kawasaki
ZXR250R,
ZXR400R
— Suzuki
GSX–R250,
GSX–R400, двухтактные
RGV250 Gamma и
RGV500 Gamma
— Yamaha
FZR250R,
FZR400RR
В Европе немалым спросом пользуются 50–кубовые спортбайки с двухтактными двигателями:
— Aprilia
RS50
—
Yamaha TZR50
— Honda
NSR50
Современные спортбайки обычно имеют четырёхцилиндровые двигатели с жидкостным охлаждением и впрыском топлива объёмом 600, 750 и 1000 см3.
— мощность таких 600–кубовых двигателей — 120–130 л.с., их максимальная скорость 250 км/ч и масса 165 кг
— 750–кубовых — 140–150 л.с., скорость в 270 км/ч и массу в 170 кг
— 1000–кубовых — 170–200 л.с., скорость 300 км/ч и массу в 180 кг
Маленькие спортбайки имеют следующие характеристики:
— 50 см3 — 7 л.с., 90 км/ч и массой в 100 кг
— 125 см3 — 15 л.с., 125 км/ч и масса 120 кг;
— 250 см3 — 40 л.с., 160 км/ч и 140 кг;
— 400 см3 — 53 л.с., 180 км/ч и 160 кг.
Феррари в мире спортбайков считается
Дукати. Наивысшими мелкосерийными моделями являются спортбайки от Бимоты (
Bimota), которая берёт проверенный двигатель от Дукати (сейчас реже от
Сузуки и
Ямахи), конструирует свою раму и обтекатель, ставит "топовые" подвески, колёса, тормоза от именитых производителей, вследствие чего получается набор
премиум–класса.
Человечество испокон веков стремиться быть выше, сильнее, быстрее. Современный спортбайк позволяет за
3 секунды разогнаться до 100 км/ч, за 6 секунд до 200 км/ч и имеет максимальную скорость
300 км/ч. При этом на первой передаче может ехать до 170 км/ч, а на второй до 240 км/ч. Торможение современного мотоцикла под управлением опытного мотоциклиста сопоставимо с хорошим автомобилем, а установка антипробуксовывающей системы (ABS) способна не только обезопасить водителя, но и сократить тормозной путь. Стоимость автомобиля, который хоть приблизительно имеет схожие параметры, начинается от
5 000 000 рублей, а от
3 000 000 рублей как спортбайк 20–летней давности. Цена мотоцикла с такими характеристиками составляет
600 000 рублей, а из вторых рук вполне можно купить за
200 000 рублей.
Спортбайки нравятся тем, что изменяет восприятие скорости. Например, после торможения со скорости 250 км/ч до 100 км/ч вам покажется скорость такой медленной, что захочется слезть и подтолкнуть мотоцикл. Также это заметно, если едете в левом ряду автомагистрали и перед вами оказывается машина, которая "тошнит" жалкие 150 км/ч. Скорость "смазывается". 200–250 км/ч уже не кажутся какими–то заоблачными цифрами пилотов–экстремалов, а являются вполне будничными показаниями. На скоростях за 200 км/ч повернуть голову, поднять руку, ногу из–за обтекателя является опасным занятием. Поток ветра настолько сильный, что голову сворачивает, а руку отбрасывает назад. Поэтому, если показывают по телевизору, как мотоциклист на скорости в 200 км/ч стреляет из пистолета и попадает в небольшую цель, то теперь вы знаете, что это монтаж.
Чувство при разгоне сравнимо с разгоном самолёта, когда идёт бесконечное ускорение, которое пытается тебя оторвать от руля (или водителя). Сначала кажется, что вот–вот ускорение закончится, прекратится и перейдёт в равномерное движение, но оно не кончается, а мотоцикл едет всё быстрее и быстрее, деревья мелькают чаще и чаще.
Спортбайк привлекает не только своей мощью, но и пластиковым одеянием.
Расписные облицовки блестят как новогодняя ёлка и привлекают внимание одиноких девушек, особенно если
установить светодиодные (люминесцентные, неоновые)
лампы на обтекатель.
Передовые технологии, новые материалы, электрические схемы и приборы, конструкционные новшества и принципы воплощаются первой очередью именно на спортбайках. Покрытие трущихся деталей передней вилки нитридом титана и покрытие никасилем стенок цилиндров уменьшает сопротивление. Установка диффузоров подачи воздуха в передней части мотоцикла позволяет применить инерционный наддув на больших скоростях. Хром–молибденовые и алюминевые диагональные рамы позволяют не только уменьшить вес, но и увеличить жёсткость. Магниевые колёсные диски, карбоновые облицовки и тормозные диски, титановые клапана и глушители, светодиодные фонари и фары, десмодромные приводы клапанов, пятиклапанные головки цилиндров, роторные амортизаторы, перевёрнутые вилки, радиальные тормоза, технологии "большого взрыва" — всё это доступно на современных спортбайках.
Спортбайки
последних поколений оснащаются всё большим количеством электроники:
— подвески, настраивающиеся автоматически в зависимости от дороги
— несколько режимов работы двигателя и выдаваемая им мощность (дождь, сухой асфальт, трек)
— несколько режимов работы ABS (сухой асфальт, дождь, грунт) и грамотно работающая в наклонах
— режим анти–вилли, который не позволяет переднему колесу высоко подниматься при ускорении
— трекшен–контроль (traction control) режим анти–пробуксовки заднего колеса при ускорении
— лаунч–контроль (launch control), позволяет наиболее быстро стартовать с места
— квикшифтер (quickshifter) — переключение передач "вверх" без выжима сцепления
— проскальзывающее сцепление, чтобы при резком сбросе газа заднее колесо на заблокировалось
Какие изменения обычно производят спортбайкеры:
— замена стандартного глушителя на
тюнинговый, что даёт прибавку до 5 л.с. и сочный звук
— замена тормозных шлангов на армированные
— установка слайдеров для сохранения пластиковго обвеса своего блеска
В связи с высокой скоростью движения спортбайкеры облачаются в
цельные кожаные комбинезоны, шлемы–интегралы с
хорошей аэродинамикой,
прочные сапоги, перчатки с
максимальной защитой кисти и часто всё это
весёленьких расцветок, чтобы мотоциклист издалека был заметен. После этого мотоциклист становится
похожим на космонавта.
В данной теме были упомянуты лишь самые распространённые спортбайки. Более редкие модели от именитых производителей и модели мелкосерийных производителей вроде Бьюлл (
Buell), Хесон (
Hyosung),
Лаверда (Laverda) и других оставлю для самостоятельного ознакомления.