ШЕЙХ
شيخ
- Янв
- 37
- 0
На протяжении двух недель читатели нашего сайта присылали вопросы Евгению Новикову и Михаилу Лепехову. Сегодня мы представляем вашему вниманию первое интервью от болельщиков - на их вопросы ответил пилот заводской команды Qatar M-Sport WRT Евгений Новиков.
Вопросы читателей приведены без правок и исправлений.Посмотрел много Ваших он-бордов. Как получается записать стенограмму с такой небольшой градацией поворотов? Если большинство пилотов используют от 6 до 12 градаций, то у Вас нули-единички-двойки. И этого хватает! Раскройте секрет.
Евгений Новиков: Во-первых, у всех индивидуальная система записи стенограммы. Кто-то использует цифры, кто-то слова. Например, Колин МакРей использовал градацию: medium, easy, hard, medium-easy. Цифры некоторые используют от 0 до 6 или наоборот, а кто-то градусы - 360, 180, 90, у всех она разная, а кто-то под передачи записывает. У меня градация больше, чем кажется. Она растянута по цифрам: один, один круто и так далее. Самые частые повороты 1, 2, но при этом у меня есть добавки круто, есть обозначение правый один, правый один круто. Мне так легче ее воспринимать, если я слышу «один», - значит, он быстрый. И таких особенностей восприятия на слух много.Изменилась ли запись стенограммы после перехода на машину WRC?Евгений Новиков: Да, изменилась. В первую очередь, машина сама по себе другая, на другой скорости проходит повороты. Конечно, с опытом приходит больше понимания, на какой скорости лучше проехать спецучасток, и это очень важно на записи, такие моменты ты должен четко понимать в голове. Все приходит и меняется с опытом.Существуют ли нормы появления в эфире в определенной командной одежде? Напрягает ли это Вас?Евгений Новиков: Конечно, существуют, но это не напрягает, а наоборот дисциплинирует. Появление в командной одежде: это куртки, бейсболки, шапки и так далее. За этим следит PR-менеджер команды.Правда ли, что вес экипажа в WRC не должен превышать 160 кг?Евгений Новиков: Нет, это неправда. Никаких ограничений нет, есть только минимальный вес автомобиля вместе с экипажем. Если, например, вес экипажа меньше необходимого, то дальше идет игра с топливом. Он является определенным балластом, соответственно, команда выравнивает вес, а если переизбыток, то картина совсем обратная.С кем из "великих" успели подружиться в парке? Какие приколы происходят между пилотами?Евгений Новиков: Ну, во-первых, кто такие великие? Во-вторых, мы со всеми хорошо общаемся, все они являются моими товарищами. Когда есть свободное время на допах, в промежутках, на паркинге, мы общаемся, шутим, обсуждаем некоторые спортивные моменты, как обычные люди. Сказать, что я с кем-то подружился, я не могу. Скажу честно, друзей у меня здесь пока нет, но при этом нет врагов. Со всеми у нас хорошие приятельские отношения.Приколы. Хм... Например, на Moscow City Racing мы подошли к Микко Хирвонену и на фоне толпы попытались взять автограф, он сразу нас не узнал, а когда увидел, обнял, и мы долго смеялись. Бывает и такое.С экранов и из статей создается впечатление, что в принципе, все пилоты неплохо относятся друг к другу, за исключением двух Себов. Они ведут себя как "заклятые ДРУЗЬЯ". Так ли это?Евгений Новиков: Я так не думаю, то, что я видел, говорит об обратном. Они хорошо общаются между собой, и никакой вражды я не замечал. Они оба амбициозны, но личной неприязни и негатива друг к другу у них нет.Евгений, Вы в своей неудаче в Монте-Карло обвинили экипаж-разведчик. Вам не стыдно?
Евгений Новиков: Во-первых, я никого не обвинял. Просто информация, которая была у нас и информация, которая была у экипажа-разведчика, не совпала. Условия были тяжелые, прошло около двух часов после прохождения экипажа-разведчика, возможно, что-то изменилось, поэтому я их не обвинял. Я сказал, что не совпала информация, и не понимаю, чего я должен здесь стыдиться.Инцидент в Монте-Карло был скорее стечением многих неблагоприятных внешних факторов, форс-мажор, от которого не застрахован любой гонщик? Или все-таки результат ошибок, на которых можно учиться и контролировать в будущем? Какой урок был извлечен для Вас лично и для команды из этого "ДТП"?Евгений Новиков: Это стечение неблагоприятных обстоятельств. Примером может послужить сход Латвалы в том же повороте. К сожалению, нельзя это спрогнозировать. Значит будем аккуратней в поворотах, но тише ехать не будем (смеется).Какой этап чемпионата мира и какие СУ посоветуете посетить в 2013 году, как болельщику?Евгений Новиков: Отмечу две гонки - Греция и Финляндия. Почему Греция? Потому что погода очень хорошая, климат. То есть, если болельщики устали, они могут совместить приятное с полезным - просмотр гонки и отдых на море. И конечно - Финляндия. Для российских болельщиков она самая близкая - и по расстоянию, и по природе. Там всегда очень-очень много болельщиков, хороший сервис, шикарные дороги, отличная организация, красивое ралли. А дальше - на любителя.Есть ли конкретные этапы в которых планируете бороться за победу, и какие цели ставит Малкольм Уилсон на каждый этап (гарантированный финиш в очках, борьба от старта до финиша....)?Евгений Новиков: Во-первых, я не хотел бы конкретно отвечать на этот вопрос - на каких этапах будем бороться за победу. На каждый этап будем приезжать и бороться изо всех сил, а дальше посмотрим, что будет. Мы не намерены работать на доезд. Настрой всегда будет максимально боевой, а дальше посмотрим, что получится.В «Формуле-1» пилоты теряют до 4 кг жидкости за этап. И когда видим интервью после спецучастка с пилотами WRC, они "мокрые как мыши". Вопрос: какие физические и эмоциональные нагрузки испытывает пилот на спецучастках WRC? Какие специальные тренинги применяются для подготовки? Есть ли требования к весу, росту?
Евгений Новиков: Во время ралли мы едем на высоких скоростях, поэтому ты должен быть максимально сконцентрированным. Скорость реакции особенно важна, поэтому я должен быть в спортивном тонусе. В машине очень жарко, плюс на тебе обязательно должен быть костюм и термобелье. В таких гонках как Греция, Италия, Сардиния бывает очень жарко несмотря на то, что у нас открыт люк для подачи воздуха, но он зачастую бывает горячим, и иногда его приходится закрывать. Представьте, снаружи сорок градусов, в машине 60, и еще мы в термобелье, комбинезоне, шлеме и очень плотно пристегнуты ремнями. Сейчас коробка передач стала жесткая, если раньше можно было переключать передачи подрулевыми лепестками, то сейчас - механическое переключение передач, приходится больше работать руками. Поэтому мы потеем «как мыши» (смеется).А как вы спасаетесь от жары?Евгений Новиков: Терпим, пьем воду, терпим. Больше никак. У нас есть camel-back - емкость для воды, которая прикреплена к сидениям, от нее проведена трубка, закрепленная на ремне безопасности. Мы пользуемся ею сразу после финиша или незадолго до старта, очень удобно. Пьем достаточно много. Слышал от докторов команды, что если ты не пьешь, происходит обезвоживание организма, и мышцы теряют тонус.Конечно, существует термобелье с ментолом, но это на любителя. Мне не нравится. Опять тот же доктор говорил, что если у тебя создается разница температур между головой и телом, то это очень негативно сказывается на твоем самочувствии - начинается головная боль. Во-первых, это с медицинской точки зрения плохо, и, во-вторых, по ощущениям не очень приятно, постоянно жжет. Один раз мы заказали термобелье, но не знали, что оно с ментолом. После двух допов мне пришлось его поменять и одеть старое, так как было невозможно ехать.Никаких специальных тренингов нет, каждый выбирает индивидуально: кто-то бегает, кто-то плавает. Нет конкретных инструкций и указаний к действию, но работать нужно на выносливость. Качком быть тоже не нужно, чтобы рулем было удобно работать (смеется), но и одновременно ты должен быть и сильным, и легким. Для себя я выбрал бокс и обычную кардионагрузку в спортзале. Почему бокс? Потому что он развивает реакцию, выносливость, укрепляет мышцы и для дыхания тоже хорошо. Раньше я много плавал из-за травмы спины, но ничего серьезного. Не люблю бассейны, если честно. А когда с отцом ходим на охоту, с удовольствием купаюсь в реках и озерах.То есть у пилота должны быть хорошо укреплены мышцы рук и ног?Евгений Новиков: Ну еще спины, таза и шеи, а так все правильно (смеется).Есть ли у вас раллийная школа, в которую можно поступить?
Евгений Новиков: Пока раллийной школы нет, но в будущем очень хотелось бы ее сделать. Но для этого нужно много средств и времени. Мне, конечно, хочется поделиться опытом и помочь развитию автоспорта в России, поэтому, если кто-нибудь придет к нам и будет помогать, я с удовольствием буду преподавать в этой школе, пусть даже гонки отнимают очень много времени и здоровья. Она ведь длится не один-два дня, а около 10 дней. Например, в Швецию я уезжаю 2 февраля, а вернусь только 12 февраля: тесты, запись трассы, гонка. За гонку мы проезжаем около 2500 километров за 3 дня - это спецучастки, перегоны, запись, и это все отнюдь не в кресле Мерседеса. Да еще и с перепадами давления - это сложно. Попробуйте себя поставить на место пилота или штурмана. А этот «заложник» всегда едет рядом, бедолага (смеется).Евгений, а нет ли у Вас в планах стартов в Украинском чемпионате?Евгений Новиков: Нет, таких планов нет, по причине отсутствия времени и плотного графика высутплений. И контракт, который мы подписали, накладывает много ограничений, даже на выступления в обычных гонках, куда меня часто приглашают - приходится получать разрешение.Скажите, Евгений, есть ли разница между машинами а) заводской команды, б) второй команды и в) прочими, сдаваемыми в аренду? Если есть, то в чем?Евгений Новиков: Сложно ответить на этот вопрос, потому что у меня не было возможности сравнить автомобили одинаковой эволюции. Машины постоянно развиваются и совершенствуются. Не было такой возможности поставить все три машины в одну колею, проехаться и сравнить. Но, например, на ралли Монте-Карло в прошлом году, действительно, нам было проще бороться. А с Мексики, мне показалось, что наша машина отставала от заводских.Есть ли какие-то отличия по работе с инженерами, техниками команды после перехода в "заводской состав"? Или все более-менее также?Евгений Новиков: У нас сменился коллектив, но мы все друг друга знали и до перехода в заводскую команду, хотя в этом году с нами работают другие механики и другой инженер. Уровень «заводских», конечно, получше, чем «клиентских», но разница не так велика, как правило, эти люди с большим опытом и ответственностью.Евгений, с кем из гонщиков на этапах WRC вы общаетесь чаще? Как складываются отношения с пилотами других команд? С Дани Сордо Евгений теперь враги или он зауважал вас, как сильного и равного пилота WRC?
Евгений Новиков: Со всеми одинаково общаемся, но чаще со своими однокомандниками, потому что находимся в одной палатке, в одном пространстве. Это, соответственно, Мадс Остберг, Тьерри Невилль и Юхо Хяннинен. А с остальными на завтраке в отеле перекинемся парой словечек, на фотосессиях, на выборе стартовых позиций. Но все эти встречи, как правило, кратковременные. Со всеми у нас очень уважительные, теплые, хорошие, доброжелательные отношения.Я не Дани Сордо, зря вы это у меня спрашиваете (смеется). У нас и до этого были хорошие отношения, а сейчас и подавно! Мы соперники на трассе, а в жизни - приятели.Изменился ли ход ваших мыслей во время управлением автомобилем на допах, по сравнению с первыми вашими выступлениями на чемпионате мира?Евгений Новиков: Конечно, изменился. Как я уже говорил, и стенограмма стала более точной, и техника управления автомобилем стала лучше.Какая работа на этапе вам больше всего не нравится?Евгений Новиков: У меня нет такого, чтобы что-то вызывало негатив. Запись немного нудная и монотонная работа, но от нее очень многое зависит, поэтому она требует максимальной концентрации. Если что-то пропустишь, то это может потом тебе обернуться сходом на гонке. Так что это, пожалуй, запись (улыбается).Опишите, пожалуйста, "классический" день гонщика WRC.Евгений Новиков: Если это день гонки, то встаем мы в 5-6 утра, выходим из гостиницы и едем в сервисный парк, дальше очень быстро завтракаем, потом совещание по тактике, забираем машину из закрытого парка, проходим секцию, приезжаем в сервис к полудню. На сервисе у нас есть немного время, чтобы пообщаться с журналистами, порядка 15-20 минут, потом завозим машину в сервисный парк, где в течение 30-40 минут ее обслуживают механики, в это время мы со штурманом обедаем, затем снова совещание команды. Дальше выезжаем на вторую секцию, процедура та же самая. В конце дня проводится пресс-конференция, потом гостиница, ужинаем и около 22 часов - отбой. И так три дня.Опишите завтрак пилота WRC.
Евгений Новиков: У меня это вареные яйца без соли, банан и кофе с молоком. Ну или банан и хлопья. Я стараюсь не есть ни соли, ни сахара - это вредно. В обед едим то, что готовит команда, как правило, это паста. А ужинать стараемся в каком-нибудь ресторане, так как еда в команде зачастую монотонна, а есть целую неделю одни макароны - тяжеловато. Даже доктор уже ничего не ест (смеется). Раньше пробовал спортивное питание, но потом от этого отказался. Когда занимался в зале - пробовал, но могу сказать, что оно не сильно помогает, и это не совсем натурально. Лучше всего стараться сбалансировано питаться, и все будет нормально! Кстати, во время гонки в машину беру себе батончик мюслей и после допа всегда «замариваю им червячка». Очень люблю с шоколадом.Есть ли какие-то ритуалы, связанные с суевериями, без соблюдения которых вы ни за что не сядете в автомобиль?Евгений Новиков: Конечно, нет. Нельзя полагаться на случай. В ралли есть такой обычай - перед гонкой не бриться. Если вы обратите внимание, то очень многие гонщики следуют этому. Прежде всего, ты должен быть уверен в себе, а все суеверия отнимают это. Это всего лишь повод для улыбки.А снились ли вещие сны?Евгений Новиков: Пока нет (смеется).В «Формуле-1» своеобразным предостережением для "нетерпеливых" гонщиков служит фраза: "В первом повороте гонки не выигрываются", а какие советы можно дать молодым гонщикам в WRC?
Евгений Новиков: Во-первых, не пытаться выиграть чемпионат мира с первого года. Для этого нужен опыт, нужно понимание записи стенограммы и техника управления автомобилем. Ралли такая штука, что без опыта показать хороший результат невозможно. Трасса длиной 350 км - это не круг, не кольцевая трасса, которую можно выучить, поэтому опыт очень важен. Главное, не торопиться, набираться терпения и опыта. Нужно стараться работать на программу «доехать до финиша». Можно попытаться, все достаточно индивидуально, но чудес не бывает, а факт остается фактом.В силу моего возраста, отсутствия опыта, когда я ехал в чемпионате мира в 2009 году, я думал, что мы можем порвать всех и занять первое место, это хорошо и нормально. Если нет таких амбиций, то и делать здесь нечего, другое дело, что со временем приходится с этим мириться, более того, ты понимаешь, что здесь не только чемпионат, но и допы нужно научиться выигрывать. Немного остыл, но в хорошем смысле, цель-то, она осталась. Была хорошая скорость, но мало опыта (в записи стенограммы, технике управления и другое), а это важно. Сейчас я набираюсь опыта и работаю на финиш.Каким автомобилем вы управляете в обычной жизни?Евгений Новиков: Быстрым (смеется). Быстрым настолько, насколько позволяют финансовые средства.Есть ли у вас мотоцикл, и как вы вообще относитесь к двухколесной технике?Евгений Новиков: Мотоцикла у меня нет. В транспортном средстве я больше всего ценю безопасность, в мотоцикле я этого не нахожу, не мое это. Недавно посмотрел видеоролик, где Audi обгоняет мотоцикл на скорости 300 км/ч, и мне как-то стало не по себе.Почему ты ездишь не с русскоязычным штурманом, ведь нашего штурмана понимаешь на подсознательном уровне?Евгений Новиков: Во-первых, на подсознательном уровне нет никакой разницы. Английский язык в некоторых случаях даже лаконичней, короче, быстрее воспринимается, чем русский. Плюс человек должен быть опытным. В своем время мы искали русскоязычного штурмана, но поиски не увенчались успехом. Сейчас у нас, в России, к сожалению, пока нет штурмана такого уровня. А как вы считаете, кто из русскоязычных штурманов бы мог подойти на роль моего штурмана?...Есть ли в России возможность выучиться и стать отличным штурманом? Если да, то, может, подскажешь с чего начать?Евгений Новиков: Возможности есть всегда, главное - желание и упорство.Почему в большинстве случаев у Ситроена более удачный выбор резины на разных этапах ЧМ? Ты сам говорил, что ориентировался на выбор Леба.
Евгений Новиков: Окончательный выбор резины всегда прерогатива пилота. Он выбирает, исходя из своего опыта или той информации, которую ему предоставляют. Многократный чемпион обладает пока большим опытом, чем мы, но надеемся, что в скором времени наверстаем все. Не стоит забывать, что мы самые молодые. Ближайшим нашим соперникам по 23-25 лет. У нас в запасе еще есть время.Будут ли проводиться тесты перед вторым этапом в России? Например в Карелии.Евгений Новиков: Для того, чтобы проводить, нужна машина, а у нас ее, к сожалению, нет. Мы бы с удовольствием сделали это. Поэтому тесты будут проводиться в Швеции, там, где запланировала команда.Какие этапы WRC Вам больше нравятся и почему?Евгений Новиков: Нравится Финляндия, потому что там много российских болельщиков. И сама по себе гонка интересная: быстрая, сложная, с прыжками. Нравится Греция, потому что так сложилось, что на этом этапе я был больше всего раз. Сложные условия хорошо закаляют. Но каждая гонка хороша по-своему, люблю все, нет нелюбимых.Возможно ли такое: к вам подходит пилот конкурирующей команды (к примеру Микко Хирвонен или Дани Сордо) и советует как пройти тот или иной поворот, либо обращает внимание на опасный камень на траектории, которого можно и не заметить? Как Вы думаете, кто из пилотов может так поступить?Евгений Новиков: Такие ситуации реально случаются. Чаще всего среди штурманов, но я не люблю эти разговоры и эту информацию. Но иногда бывают опасные моменты, когда вылетел камень и что-то еще произошло, я всегда выслушаю и постараюсь оценить со своей точки зрения. Доверять в спорте кому-то нельзя, где-то он может пошутить, чего-то не знать - это все дезинформирует, что может привести к сходу. Доверять нужно своей стенограмме и своим ощущениям, но каждый конкретный случай индивидуален.Почему, все-таки, уходит Лёб?Евгений Новиков: У меня другая фамилия (смеется). Но если серьезно, то я не могу вам ответить на этот вопрос, потому что я знаю ровно столько, сколько и вы, и не хочу брать на себя ответственность. Лучше спросите Себа.За счет чего одни раллийные машины быстрее других? Какие настройки возможны и что они меняют в плане пилотирования?
Евгений Новиков: Над машинами работают разные люди, разные команды, они по-разному строятся, у них разные двигатели, подвески, да что угодно! Нельзя однозначно ответить на этот вопрос.Скажите, как сильно отличается управление автомобилем на узкой зимней резине от той, которая ставится сейчас? На Ваш взгляд, ее применение сказывается положительно на автоспорт или это способ лишь улучшить характеристики дорожных покрышек?Евгений Новиков: К сожалению, я не могу ответить на этот вопрос, так как я не застал те времена, когда была узкая резина и автомобиль WRC. Я ездил на узкой, но это были машины группы N. В 2009 году была моя первая гонка в WRC и первая зимняя на ралли Швеции, проехал я на Ситроене, на узкой резине, но объективно не смогу сравнить, для этого нужны две одинаковые машины. Применение такой резины ведет к снижению издержек команды, что благоприятно влияет на автоспорт.На какие результаты в общем зачете надеетесь в этом году?Евгений Новиков: На хорошие. Как говорится в анекдоте, «он постарается» (смеется). Я бы не хотел загадывать, давайте дождемся гонок.
Вопросы читателей приведены без правок и исправлений.Посмотрел много Ваших он-бордов. Как получается записать стенограмму с такой небольшой градацией поворотов? Если большинство пилотов используют от 6 до 12 градаций, то у Вас нули-единички-двойки. И этого хватает! Раскройте секрет.
Евгений Новиков: Во-первых, у всех индивидуальная система записи стенограммы. Кто-то использует цифры, кто-то слова. Например, Колин МакРей использовал градацию: medium, easy, hard, medium-easy. Цифры некоторые используют от 0 до 6 или наоборот, а кто-то градусы - 360, 180, 90, у всех она разная, а кто-то под передачи записывает. У меня градация больше, чем кажется. Она растянута по цифрам: один, один круто и так далее. Самые частые повороты 1, 2, но при этом у меня есть добавки круто, есть обозначение правый один, правый один круто. Мне так легче ее воспринимать, если я слышу «один», - значит, он быстрый. И таких особенностей восприятия на слух много.Изменилась ли запись стенограммы после перехода на машину WRC?Евгений Новиков: Да, изменилась. В первую очередь, машина сама по себе другая, на другой скорости проходит повороты. Конечно, с опытом приходит больше понимания, на какой скорости лучше проехать спецучасток, и это очень важно на записи, такие моменты ты должен четко понимать в голове. Все приходит и меняется с опытом.Существуют ли нормы появления в эфире в определенной командной одежде? Напрягает ли это Вас?Евгений Новиков: Конечно, существуют, но это не напрягает, а наоборот дисциплинирует. Появление в командной одежде: это куртки, бейсболки, шапки и так далее. За этим следит PR-менеджер команды.Правда ли, что вес экипажа в WRC не должен превышать 160 кг?Евгений Новиков: Нет, это неправда. Никаких ограничений нет, есть только минимальный вес автомобиля вместе с экипажем. Если, например, вес экипажа меньше необходимого, то дальше идет игра с топливом. Он является определенным балластом, соответственно, команда выравнивает вес, а если переизбыток, то картина совсем обратная.С кем из "великих" успели подружиться в парке? Какие приколы происходят между пилотами?Евгений Новиков: Ну, во-первых, кто такие великие? Во-вторых, мы со всеми хорошо общаемся, все они являются моими товарищами. Когда есть свободное время на допах, в промежутках, на паркинге, мы общаемся, шутим, обсуждаем некоторые спортивные моменты, как обычные люди. Сказать, что я с кем-то подружился, я не могу. Скажу честно, друзей у меня здесь пока нет, но при этом нет врагов. Со всеми у нас хорошие приятельские отношения.Приколы. Хм... Например, на Moscow City Racing мы подошли к Микко Хирвонену и на фоне толпы попытались взять автограф, он сразу нас не узнал, а когда увидел, обнял, и мы долго смеялись. Бывает и такое.С экранов и из статей создается впечатление, что в принципе, все пилоты неплохо относятся друг к другу, за исключением двух Себов. Они ведут себя как "заклятые ДРУЗЬЯ". Так ли это?Евгений Новиков: Я так не думаю, то, что я видел, говорит об обратном. Они хорошо общаются между собой, и никакой вражды я не замечал. Они оба амбициозны, но личной неприязни и негатива друг к другу у них нет.Евгений, Вы в своей неудаче в Монте-Карло обвинили экипаж-разведчик. Вам не стыдно?
Евгений Новиков: Во-первых, я никого не обвинял. Просто информация, которая была у нас и информация, которая была у экипажа-разведчика, не совпала. Условия были тяжелые, прошло около двух часов после прохождения экипажа-разведчика, возможно, что-то изменилось, поэтому я их не обвинял. Я сказал, что не совпала информация, и не понимаю, чего я должен здесь стыдиться.Инцидент в Монте-Карло был скорее стечением многих неблагоприятных внешних факторов, форс-мажор, от которого не застрахован любой гонщик? Или все-таки результат ошибок, на которых можно учиться и контролировать в будущем? Какой урок был извлечен для Вас лично и для команды из этого "ДТП"?Евгений Новиков: Это стечение неблагоприятных обстоятельств. Примером может послужить сход Латвалы в том же повороте. К сожалению, нельзя это спрогнозировать. Значит будем аккуратней в поворотах, но тише ехать не будем (смеется).Какой этап чемпионата мира и какие СУ посоветуете посетить в 2013 году, как болельщику?Евгений Новиков: Отмечу две гонки - Греция и Финляндия. Почему Греция? Потому что погода очень хорошая, климат. То есть, если болельщики устали, они могут совместить приятное с полезным - просмотр гонки и отдых на море. И конечно - Финляндия. Для российских болельщиков она самая близкая - и по расстоянию, и по природе. Там всегда очень-очень много болельщиков, хороший сервис, шикарные дороги, отличная организация, красивое ралли. А дальше - на любителя.Есть ли конкретные этапы в которых планируете бороться за победу, и какие цели ставит Малкольм Уилсон на каждый этап (гарантированный финиш в очках, борьба от старта до финиша....)?Евгений Новиков: Во-первых, я не хотел бы конкретно отвечать на этот вопрос - на каких этапах будем бороться за победу. На каждый этап будем приезжать и бороться изо всех сил, а дальше посмотрим, что будет. Мы не намерены работать на доезд. Настрой всегда будет максимально боевой, а дальше посмотрим, что получится.В «Формуле-1» пилоты теряют до 4 кг жидкости за этап. И когда видим интервью после спецучастка с пилотами WRC, они "мокрые как мыши". Вопрос: какие физические и эмоциональные нагрузки испытывает пилот на спецучастках WRC? Какие специальные тренинги применяются для подготовки? Есть ли требования к весу, росту?
Евгений Новиков: Во время ралли мы едем на высоких скоростях, поэтому ты должен быть максимально сконцентрированным. Скорость реакции особенно важна, поэтому я должен быть в спортивном тонусе. В машине очень жарко, плюс на тебе обязательно должен быть костюм и термобелье. В таких гонках как Греция, Италия, Сардиния бывает очень жарко несмотря на то, что у нас открыт люк для подачи воздуха, но он зачастую бывает горячим, и иногда его приходится закрывать. Представьте, снаружи сорок градусов, в машине 60, и еще мы в термобелье, комбинезоне, шлеме и очень плотно пристегнуты ремнями. Сейчас коробка передач стала жесткая, если раньше можно было переключать передачи подрулевыми лепестками, то сейчас - механическое переключение передач, приходится больше работать руками. Поэтому мы потеем «как мыши» (смеется).А как вы спасаетесь от жары?Евгений Новиков: Терпим, пьем воду, терпим. Больше никак. У нас есть camel-back - емкость для воды, которая прикреплена к сидениям, от нее проведена трубка, закрепленная на ремне безопасности. Мы пользуемся ею сразу после финиша или незадолго до старта, очень удобно. Пьем достаточно много. Слышал от докторов команды, что если ты не пьешь, происходит обезвоживание организма, и мышцы теряют тонус.Конечно, существует термобелье с ментолом, но это на любителя. Мне не нравится. Опять тот же доктор говорил, что если у тебя создается разница температур между головой и телом, то это очень негативно сказывается на твоем самочувствии - начинается головная боль. Во-первых, это с медицинской точки зрения плохо, и, во-вторых, по ощущениям не очень приятно, постоянно жжет. Один раз мы заказали термобелье, но не знали, что оно с ментолом. После двух допов мне пришлось его поменять и одеть старое, так как было невозможно ехать.Никаких специальных тренингов нет, каждый выбирает индивидуально: кто-то бегает, кто-то плавает. Нет конкретных инструкций и указаний к действию, но работать нужно на выносливость. Качком быть тоже не нужно, чтобы рулем было удобно работать (смеется), но и одновременно ты должен быть и сильным, и легким. Для себя я выбрал бокс и обычную кардионагрузку в спортзале. Почему бокс? Потому что он развивает реакцию, выносливость, укрепляет мышцы и для дыхания тоже хорошо. Раньше я много плавал из-за травмы спины, но ничего серьезного. Не люблю бассейны, если честно. А когда с отцом ходим на охоту, с удовольствием купаюсь в реках и озерах.То есть у пилота должны быть хорошо укреплены мышцы рук и ног?Евгений Новиков: Ну еще спины, таза и шеи, а так все правильно (смеется).Есть ли у вас раллийная школа, в которую можно поступить?
Евгений Новиков: Пока раллийной школы нет, но в будущем очень хотелось бы ее сделать. Но для этого нужно много средств и времени. Мне, конечно, хочется поделиться опытом и помочь развитию автоспорта в России, поэтому, если кто-нибудь придет к нам и будет помогать, я с удовольствием буду преподавать в этой школе, пусть даже гонки отнимают очень много времени и здоровья. Она ведь длится не один-два дня, а около 10 дней. Например, в Швецию я уезжаю 2 февраля, а вернусь только 12 февраля: тесты, запись трассы, гонка. За гонку мы проезжаем около 2500 километров за 3 дня - это спецучастки, перегоны, запись, и это все отнюдь не в кресле Мерседеса. Да еще и с перепадами давления - это сложно. Попробуйте себя поставить на место пилота или штурмана. А этот «заложник» всегда едет рядом, бедолага (смеется).Евгений, а нет ли у Вас в планах стартов в Украинском чемпионате?Евгений Новиков: Нет, таких планов нет, по причине отсутствия времени и плотного графика высутплений. И контракт, который мы подписали, накладывает много ограничений, даже на выступления в обычных гонках, куда меня часто приглашают - приходится получать разрешение.Скажите, Евгений, есть ли разница между машинами а) заводской команды, б) второй команды и в) прочими, сдаваемыми в аренду? Если есть, то в чем?Евгений Новиков: Сложно ответить на этот вопрос, потому что у меня не было возможности сравнить автомобили одинаковой эволюции. Машины постоянно развиваются и совершенствуются. Не было такой возможности поставить все три машины в одну колею, проехаться и сравнить. Но, например, на ралли Монте-Карло в прошлом году, действительно, нам было проще бороться. А с Мексики, мне показалось, что наша машина отставала от заводских.Есть ли какие-то отличия по работе с инженерами, техниками команды после перехода в "заводской состав"? Или все более-менее также?Евгений Новиков: У нас сменился коллектив, но мы все друг друга знали и до перехода в заводскую команду, хотя в этом году с нами работают другие механики и другой инженер. Уровень «заводских», конечно, получше, чем «клиентских», но разница не так велика, как правило, эти люди с большим опытом и ответственностью.Евгений, с кем из гонщиков на этапах WRC вы общаетесь чаще? Как складываются отношения с пилотами других команд? С Дани Сордо Евгений теперь враги или он зауважал вас, как сильного и равного пилота WRC?
Евгений Новиков: Со всеми одинаково общаемся, но чаще со своими однокомандниками, потому что находимся в одной палатке, в одном пространстве. Это, соответственно, Мадс Остберг, Тьерри Невилль и Юхо Хяннинен. А с остальными на завтраке в отеле перекинемся парой словечек, на фотосессиях, на выборе стартовых позиций. Но все эти встречи, как правило, кратковременные. Со всеми у нас очень уважительные, теплые, хорошие, доброжелательные отношения.Я не Дани Сордо, зря вы это у меня спрашиваете (смеется). У нас и до этого были хорошие отношения, а сейчас и подавно! Мы соперники на трассе, а в жизни - приятели.Изменился ли ход ваших мыслей во время управлением автомобилем на допах, по сравнению с первыми вашими выступлениями на чемпионате мира?Евгений Новиков: Конечно, изменился. Как я уже говорил, и стенограмма стала более точной, и техника управления автомобилем стала лучше.Какая работа на этапе вам больше всего не нравится?Евгений Новиков: У меня нет такого, чтобы что-то вызывало негатив. Запись немного нудная и монотонная работа, но от нее очень многое зависит, поэтому она требует максимальной концентрации. Если что-то пропустишь, то это может потом тебе обернуться сходом на гонке. Так что это, пожалуй, запись (улыбается).Опишите, пожалуйста, "классический" день гонщика WRC.Евгений Новиков: Если это день гонки, то встаем мы в 5-6 утра, выходим из гостиницы и едем в сервисный парк, дальше очень быстро завтракаем, потом совещание по тактике, забираем машину из закрытого парка, проходим секцию, приезжаем в сервис к полудню. На сервисе у нас есть немного время, чтобы пообщаться с журналистами, порядка 15-20 минут, потом завозим машину в сервисный парк, где в течение 30-40 минут ее обслуживают механики, в это время мы со штурманом обедаем, затем снова совещание команды. Дальше выезжаем на вторую секцию, процедура та же самая. В конце дня проводится пресс-конференция, потом гостиница, ужинаем и около 22 часов - отбой. И так три дня.Опишите завтрак пилота WRC.
Евгений Новиков: У меня это вареные яйца без соли, банан и кофе с молоком. Ну или банан и хлопья. Я стараюсь не есть ни соли, ни сахара - это вредно. В обед едим то, что готовит команда, как правило, это паста. А ужинать стараемся в каком-нибудь ресторане, так как еда в команде зачастую монотонна, а есть целую неделю одни макароны - тяжеловато. Даже доктор уже ничего не ест (смеется). Раньше пробовал спортивное питание, но потом от этого отказался. Когда занимался в зале - пробовал, но могу сказать, что оно не сильно помогает, и это не совсем натурально. Лучше всего стараться сбалансировано питаться, и все будет нормально! Кстати, во время гонки в машину беру себе батончик мюслей и после допа всегда «замариваю им червячка». Очень люблю с шоколадом.Есть ли какие-то ритуалы, связанные с суевериями, без соблюдения которых вы ни за что не сядете в автомобиль?Евгений Новиков: Конечно, нет. Нельзя полагаться на случай. В ралли есть такой обычай - перед гонкой не бриться. Если вы обратите внимание, то очень многие гонщики следуют этому. Прежде всего, ты должен быть уверен в себе, а все суеверия отнимают это. Это всего лишь повод для улыбки.А снились ли вещие сны?Евгений Новиков: Пока нет (смеется).В «Формуле-1» своеобразным предостережением для "нетерпеливых" гонщиков служит фраза: "В первом повороте гонки не выигрываются", а какие советы можно дать молодым гонщикам в WRC?
Евгений Новиков: Во-первых, не пытаться выиграть чемпионат мира с первого года. Для этого нужен опыт, нужно понимание записи стенограммы и техника управления автомобилем. Ралли такая штука, что без опыта показать хороший результат невозможно. Трасса длиной 350 км - это не круг, не кольцевая трасса, которую можно выучить, поэтому опыт очень важен. Главное, не торопиться, набираться терпения и опыта. Нужно стараться работать на программу «доехать до финиша». Можно попытаться, все достаточно индивидуально, но чудес не бывает, а факт остается фактом.В силу моего возраста, отсутствия опыта, когда я ехал в чемпионате мира в 2009 году, я думал, что мы можем порвать всех и занять первое место, это хорошо и нормально. Если нет таких амбиций, то и делать здесь нечего, другое дело, что со временем приходится с этим мириться, более того, ты понимаешь, что здесь не только чемпионат, но и допы нужно научиться выигрывать. Немного остыл, но в хорошем смысле, цель-то, она осталась. Была хорошая скорость, но мало опыта (в записи стенограммы, технике управления и другое), а это важно. Сейчас я набираюсь опыта и работаю на финиш.Каким автомобилем вы управляете в обычной жизни?Евгений Новиков: Быстрым (смеется). Быстрым настолько, насколько позволяют финансовые средства.Есть ли у вас мотоцикл, и как вы вообще относитесь к двухколесной технике?Евгений Новиков: Мотоцикла у меня нет. В транспортном средстве я больше всего ценю безопасность, в мотоцикле я этого не нахожу, не мое это. Недавно посмотрел видеоролик, где Audi обгоняет мотоцикл на скорости 300 км/ч, и мне как-то стало не по себе.Почему ты ездишь не с русскоязычным штурманом, ведь нашего штурмана понимаешь на подсознательном уровне?Евгений Новиков: Во-первых, на подсознательном уровне нет никакой разницы. Английский язык в некоторых случаях даже лаконичней, короче, быстрее воспринимается, чем русский. Плюс человек должен быть опытным. В своем время мы искали русскоязычного штурмана, но поиски не увенчались успехом. Сейчас у нас, в России, к сожалению, пока нет штурмана такого уровня. А как вы считаете, кто из русскоязычных штурманов бы мог подойти на роль моего штурмана?...Есть ли в России возможность выучиться и стать отличным штурманом? Если да, то, может, подскажешь с чего начать?Евгений Новиков: Возможности есть всегда, главное - желание и упорство.Почему в большинстве случаев у Ситроена более удачный выбор резины на разных этапах ЧМ? Ты сам говорил, что ориентировался на выбор Леба.
Евгений Новиков: Окончательный выбор резины всегда прерогатива пилота. Он выбирает, исходя из своего опыта или той информации, которую ему предоставляют. Многократный чемпион обладает пока большим опытом, чем мы, но надеемся, что в скором времени наверстаем все. Не стоит забывать, что мы самые молодые. Ближайшим нашим соперникам по 23-25 лет. У нас в запасе еще есть время.Будут ли проводиться тесты перед вторым этапом в России? Например в Карелии.Евгений Новиков: Для того, чтобы проводить, нужна машина, а у нас ее, к сожалению, нет. Мы бы с удовольствием сделали это. Поэтому тесты будут проводиться в Швеции, там, где запланировала команда.Какие этапы WRC Вам больше нравятся и почему?Евгений Новиков: Нравится Финляндия, потому что там много российских болельщиков. И сама по себе гонка интересная: быстрая, сложная, с прыжками. Нравится Греция, потому что так сложилось, что на этом этапе я был больше всего раз. Сложные условия хорошо закаляют. Но каждая гонка хороша по-своему, люблю все, нет нелюбимых.Возможно ли такое: к вам подходит пилот конкурирующей команды (к примеру Микко Хирвонен или Дани Сордо) и советует как пройти тот или иной поворот, либо обращает внимание на опасный камень на траектории, которого можно и не заметить? Как Вы думаете, кто из пилотов может так поступить?Евгений Новиков: Такие ситуации реально случаются. Чаще всего среди штурманов, но я не люблю эти разговоры и эту информацию. Но иногда бывают опасные моменты, когда вылетел камень и что-то еще произошло, я всегда выслушаю и постараюсь оценить со своей точки зрения. Доверять в спорте кому-то нельзя, где-то он может пошутить, чего-то не знать - это все дезинформирует, что может привести к сходу. Доверять нужно своей стенограмме и своим ощущениям, но каждый конкретный случай индивидуален.Почему, все-таки, уходит Лёб?Евгений Новиков: У меня другая фамилия (смеется). Но если серьезно, то я не могу вам ответить на этот вопрос, потому что я знаю ровно столько, сколько и вы, и не хочу брать на себя ответственность. Лучше спросите Себа.За счет чего одни раллийные машины быстрее других? Какие настройки возможны и что они меняют в плане пилотирования?
Евгений Новиков: Над машинами работают разные люди, разные команды, они по-разному строятся, у них разные двигатели, подвески, да что угодно! Нельзя однозначно ответить на этот вопрос.Скажите, как сильно отличается управление автомобилем на узкой зимней резине от той, которая ставится сейчас? На Ваш взгляд, ее применение сказывается положительно на автоспорт или это способ лишь улучшить характеристики дорожных покрышек?Евгений Новиков: К сожалению, я не могу ответить на этот вопрос, так как я не застал те времена, когда была узкая резина и автомобиль WRC. Я ездил на узкой, но это были машины группы N. В 2009 году была моя первая гонка в WRC и первая зимняя на ралли Швеции, проехал я на Ситроене, на узкой резине, но объективно не смогу сравнить, для этого нужны две одинаковые машины. Применение такой резины ведет к снижению издержек команды, что благоприятно влияет на автоспорт.На какие результаты в общем зачете надеетесь в этом году?Евгений Новиков: На хорошие. Как говорится в анекдоте, «он постарается» (смеется). Я бы не хотел загадывать, давайте дождемся гонок.