Очередное повышение цен на бензин неизбежно.
И произойдет оно вопреки желанию нефтяных компаний и даже против воли правительства. Антимонопольщики, которые боролись за снижение цен, теперь могут заставить их расти.
Дело в том, что сейчас в стране появились регионы, в которых цена топлива на заправках крупных нефтяных компаний ниже оптовых цен на местных нефтебазах. Для автовладельцев ничего плохого здесь нет. Ведь все уже привыкли, что цены на топливо только растут, а тут — снижаются. Именно этого и требовал от нефтяников премьер-министр России Владимир Путин, когда в начале февраля поручил Федеральной антимонопольной службе (ФАС) расследовать все случаи завышения цен на топливо. И уже 9 февраля антимонопольное ведомство начало «третью волну» дел против крупнейших нефтяных компаний. Цены на топливо стали быстро падать.
Но, похоже, далеко не все рады тому, что нефтяники «держат цены». Так, в Воронежской области два местных владельца АЗС (компания «Модус» и Воронежская топливная ассоциация) по этому поводу даже написали жалобы в региональное управление ФАС. Если на «рядовых» воронежских АЗС цены снизились не более чем на один рубль за литр, то на АЗС компании «Воронежнефтепродукт» цены за литр бензина А-92 снизились почти на два рубля, говорится в одной из них. Мол, если так пойдет дальше, то очень скоро все независимые заправки и нефтебазы просто разорятся — и рынок станет еще более монопольным, чем был. Похожими жалобами бомбардирует ФАС Топливная ассоциация Челябинской области.
Парадокс ситуации состоит в том, что теперь ФАС по закону должна будет всеми силами защищать конкуренцию и требовать от НПЗ цены поднимать. Вплоть до штрафов за демпинг и недобросовестную конкуренцию. И работа «по жалобе» уже идет. Воронежское УФАС проведет проверку работающих в регионе нефтяных компаний «на правомерность установленных на АЗС розничных цен», заявил замруководителя УФАС Виталий Попов.
Крупные нефтяные компании могут держать цены на своих АЗС ниже, потому что могут смириться с убытками. А вот для региональных компаний это смерть, объясняет заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.
— Как правило, нефтяные компании продают топливо не напрямую с НПЗ, а через свои сбытовые подразделения, — заявил он «Известиям». — Наши инициативы по отделению нефтепереработки от сбыта (как раз об этом идет речь в разработанном ведомством законопроекте «Об обороте нефти и нефтепродуктов». — «Известия») не приведут к росту цен. Наоборот, это создаст равные условия для конкуренции.
И все же при таком раскладе цены почти наверняка вырастут, предупреждают эксперты. Опускать цены может крупная компания, а каждый небольшой, но независимый хозяин не захочет терять свою прибыль.
— Антимонопольщики рискуют попасть в собственные ловушки. С одной стороны, их предложения фактически ведут к «советскому» контролю за ценами. Боюсь, это тупиковый путь, который лишит игроков заинтересованности в результатах и через некоторое время приведет к дефициту топлива. По такому пути несколько лет назад пошли в Казахстане. Сначала там установили верхнюю планку цен на бензин, это вылилось в сокращение рентабельности и, наоборот, разорению мелких компаний, — говорит начальник аналитического департамента инвесткомпании «Универ Капитал» Дмитрий Александров. — С другой стороны, если отделить сети АЗС от крупнейших компаний, то розничная цена вырастет. Я бы посоветовал сосредоточить усилия государства на облегчении доступа к трубе и развивать торговлю нефтью и нефтепродуктами на биржах.
http://news.mail.ru/economics/5636316/?frommail=1
http://news.mail.ru/economics/5636316/?frommail=1