STI09, успокойся, пожалуйста. я для себ ядавно все выводы сделал, да и многие. просто вот ниже можно прочитать, человек обычными словами все объяснил , это на 100% так и никогда нам не ужится.
"Один чеченец — вернее друга не найти. Два чеченца — надо стрелять!" ©
Я уже как–то писал на эту тему, тем не менее, не волнуйтесь, я не буду вас грузить про Ермолова и приход на Кавказ русских. Интересно тут другое, почему они именно такие какие есть.
В Чечне никогда толком не было института государственности, да были фамилии, семьи, ветви, тейпы, объединения тейпов, но никакого Верховного Канцлер–Короля–Князя Всечеченского никогда в природе не существовало. Отчасти, видимо, в силу специфики местности и труднодоступности поселений, отчасти в силу того, что вокруг всегда было полно сильных соседей — татаро–маонголы, русские, османы. Какое к черту государство, ты сидишь на горе, снизу под горой, толпа османов с ятаганами, улюлюкая и поднимая столбы пыли ломится ущельями в сторону России, где–то за горизонтом, слышна рубка, крики отборный русский мат и вот уже поредевшая толпа османов без ятаганов вдвое быстрее ломится назад и как–только скрывается за горой, вдвое большая толпа сильно злых русских в еще не осевшей пыли спешит догнать османов и вернуть утерянное оружие, совершенно точно не в ножны владельцев, а туда, куда лучи солнечного света никогда не попадают. Один из группы чеченцев наблюдающих этот чад кутежа с горы, робко произносит " — Может, тоже свое государство запилим?!" В ответ ему остальные молчат не по–русски, в их молчании всё, что они думают об этой идеи в свете глобальной геополитической обстановки и об авторе идеи в том числе. Очень утрировано, этот принцип выживания в горах начал формировать еще до разборок русских с османами, но по сути где–то так.
При чем тут государственность и почему это важно. Возьмем для сравнения нас — русских. С каких–то совершенно незапамятных времен у русских были как минимум князья. Что делал князь — князь собирал дружину, дружина по необходимости и от нечего делать воевала, в то время, как простые люди могли наконец–то заняться чем–то полезным — ковать репу и сажать подковы, например. У славянских народов это было модно. Нет, конечно, если ятаганов надо было возвращать очень много, приходилось отвлекаться, но все таки не постоянно, а иначе зачем содержать князя с дружиной. Еще одна важная функция Князя была в осуществлении им функций судебной власти. " — Князь, взываю к твоей справедливости. Сосед поцарапал мне коня ночью амбарным ключом, два элемента — задницу и правую ногу, платить не хочет, рассуди нас?! — Соседа на кол, коня на кол, тебя тоже, но на профилактический до четверть–локтя в диаметре! Да будет так!".
Что делать в той же ситуации с конем чеченцу, у которого князя нет? Правильно, вершить суд самому, тут и возникает "закон кровной мести". При чем обязательность его исполнения является ключом к выживанию, если ты не накажешь соседа сразу и решительно, завтра он твоему коню и левую ногу поцарапает. Помимо князя и дружины тоже нет, поэтому если в пути осман проголодался и полез на твою гору за твоим бараном, тебе, очевидно, самому придется решать эту проблему. В итоге в то время, как в России шло разделение обязанностей, разделение труда — а эта схема показала свою эффективность на всех уровнях, от государств до небольшой общин, ведь если ты делаешь только одно дело, ты делаешь его хорошо. Чеченцам приходилось и растить овечек и практиковаться в фехтовании. В какой–то момент при подобных раскладах до тебя доходит, что ты можешь быть хорошим воином и плохим пастухом, но не наоборот, потому что сколько бы ты овечек не вырастил у тебя их отберут, если ты плохой воин, да и самому не поздоровится. И здесь возникает следующий логичный переход, а нахрена мне вообще растить этих овечек, если я хороший воин и могу их отобрать у слабого соседа или, на крайняк, сходить в рейд по тихому в соседнее государство.
Так или примерно так в культуре вайнахов должен был появиться принцип, что каждый мужчина должен быть воином, хотя бы в душе. Именно отсюда берет корни агрессивность чеченцев современных. Особенно сильно эта агрессивность (смелость/храбрость/безрассудство) демонстрируется в присутствии соплеменников, т.к. главный потенциальный враг все таки сосед, кому еще нужны по большому счету полторы твои овцы. В итоге сбившись в группу более одного человека горцы становятся особенно агрессивны и опасны, ведь если они не продемонстрируют свою удаль и ударят в грязь лицом перед соплеменниками, завтра соплеменники "сожрут слабого". Мне кажется, эта программа уже на генетическом уровне, поэтому и дуализм в поведении, когда вполне приятный, скромный, интересный в общении горец, в толпе своих старается стать самым крутым головорезом, хотя сам студент третьего курса консерватории по классу фортепьяно весом в 55 кило.
Помимо этой, на первый взгляд необоснованной, излишней агрессивности, есть и еще одна общая черта, которую не любят русские — кич. Богатство всегда было тождественно силе, поэтому каждый горец старался и старается показать, что он богаче и сильнее, чем есть на самом деле — дома обоев не будет, но новый iPhone должен быть в кармане, отсюда "Кайен любой ценой", "Весь убитый, в хлам помятый, но зато ИксПятый" — я богат, значит силен! В культуре славян строго обратная традиция опять же связанная с государственностью, если сегодня ты покажешь всем, что у тебя два коня на 19–ых подковах и полон амбар репы, завтра к тебе придет князь " — Тут говорят, ты к успеху пришел — два коня! А налоги платишь, как с ослика?! Неужели замыслил налоговое преступление?!".
Вот только два примера разницы в ментальностях славян и не столько конкретно чеченцев, сколько в целом горцев. А этих различий очень много — та же привычка сбиваться в группы при опасности, отношение к женщинам и т.д. Конечно в пределах одного ареала обитать настолько разным людям тяжело.