Нестрашный суд
полная версия на сайте
www.subaru.ru
Свидетель обвинения: Видит Бог, я летел в Сан-Диего на встречу с автомобилем под названием Saab 9-2Х / Сааб 9-2Х, лелея надежду.
Оппозитные двигатели, полный привод, турбонаддув. Кстати, мы с коллегами недавно ездили на турбо унивepcaле Subaru Impreza WRX / Субару Импреза WRX. Так вот, отмеченные мной минусы той машины вычурый дизайн, тугие педали, жесткая на малойй скорости подвеска и глубокая "турбояма" на низких оборотах. А теперь представьте такой же быстрый полноприводый автомобиль, но с более "моментным" турбонаддувом, со взвешенным шведским дизайном, с дорогим интерьером который традиционно напоминает самолетный кокпит, со знаменитыми саабовскими креслами… И вы поймете, что теоретически идея "поженить" Saab / Сааб и Subaru / Субару отнюдь не плоха. Более того, она просто хороша! Но когда я открыл дверь автомобиля под названием Saab 9-2Х / Субаро 9-2Х, в ноздри шибанул резкий запах пластмасы. В Европе так не пахнут даже салоны корейских машин. Однако запах выветривается, а вот дизайн интерьера… Все ли из вас помнят, каков изнутри типичный Saab / Сааб? Так вот — кроме эмблемы на руле, ничего саабовского в интерьере автомобиля под названием Saab 9-2Х / Сааб 9-2Х нет вообще. Ни капли. Ни кокпитной асимметрии панели, ни фирменного овала комбинации приборов… Салон Импрезы / Impreza практически не изменился — Saab / Сааб отличается только тканью (или кожей), которой обтянуты каркасы сидений и вставки дверных панелей. Особенно шокировалир уль и рычаг коробки на базовой версии Saab 9-2Х Linear / Сааб 9-2Х Лайнер, отлитые из скользкой резиноподобной пластмассы. Ощущение однозначное — ты сидишь в маленьком недорогом японском автомобиле. Но причем тут Saab / Сааб?
Прокурор: Вот видите — даже бэджинжинирингом это назвать нельзя. Это бэдж-рестайлинг! Шведы взяли Импрезу / Impreza с кузовом универсал, из начально очень похожую сзади на Saab 9-5 Wagon / Сааб 9-5 Вагон, поменяли дизайн передка — и выставили ее как Saab 9-2Х / Сааб 9-2Х. Кстати, седана Saab 9-2Х / Сааб 9-2Х не будет именно потому, что сзади четырехдверная Impreza / Импреза с ее задними фонарями вразлет не имеет с Саабом / Saab ничего общего, — объем переделок был бы слишком велик.
Судья: Но может быть, Saab 9-2Х / Сааб 9-2Х намного лучше едет? Может быть, у него более мощный двигатель или лучше настроена подвеска?
Свидетель обвинения: Увы, ваша честь. Вся техника тоже осталась без изменений. Просто Subaru Impreza / Субару Импреза с четырехцилиндровым атмосферным "оппозитником" 2.5 мощностью 165 л.с., которая продается в Штатах, переименована в Saab 9-2Х Linear / Сааб 9-2Х Linear, а 227-сильная Impreza WRX / Импреза WRX — в Saab 9-2Х Аеro / Сааб 9-2Х Аэро. Плюсов по сравнению с Subaru / Субаро я отметил только два — Saab 9-2Х / Сааб 9-2Х тише и отличается лучшей плавностью хода. Менее заметен шум ветра, не так слышен двигатель, подвеска молча "проглатывает" стыки бетонных плит на фривэях и отлично отрабатывает выбоины и волны на сельских дорожках возле мексиканской границы…
Прокурор: То есть фактически Impreza WRX / Импреза WRX!
Свидетель обвинения: Но от европейской турбо-Импрезы автомобиль под названием Saab 9-2Х Аеrо / Сааб 9-2Х Аэро отличается как небо и земля. "Турбояму" словно еще немного углубили; до 3000 об/мин двигатель откровенно не тянет: на любых подъемах приходилось переходить на третью, а лучше — сразу на вторую передачу. Но и после 3500 об/мин никакого турбовзрыва не происходит — просто двигатель наконец-то начинает заниматься своим делом, ровно раскручиваясь до максимальных 7200 об/мин. И это при заявленных «американских» 227 л.с! Скромная версия Linеаr с безнаддувной «четверкой» объемом 2,5 л понравилась больше, чем Аеro, — она не быстрее, но управлять тягой здесь гораздо проще. Моментный двигатель без проблем тянет на "низах", быстрее откликаясь на подачу топлива. И звук "вкуснее" — нажимаешь на газ, и в салон проникает приглушенное "оппозитное" ворчание. На Аеro мотор просто шумит на "верхах", и все.
общего с Саабами / Saab у автомобиля под названием Saab 9-2Х / Сааб 9-2Х — только внешний дизайн, лучшая плавность хода и хорошая развязка от шумов и вибраций. Оказывается, Saab 9-2Х / Сааб 9-2Х делали всего полтора года — с ноября 2002 года по январь нынешнего. Об этом мне лично рассказывал саабовский инженер-подвесочник Пер Янссон — он был в числе тех трех шведских инженеров, которых отправили в Японию на Subaru / Субару курировать все технические изменения, вносимые в конструкцию Импрезы / Impreza. Да-да, с саабовской стороны в работе участвовали всего три инженера — подвесочник, специалист по NVH (noise, vibration, harshness, то есть шум и вибронагруженность) и эксперт по пассивной безопасности. Стоит ли удивляться тому, что изменений в машине — минимум? Дополнительная шумоизоляция пола, крыши и моторного щита, доработанная задняя опора силового агрегата, перенастроенные амортизаторы и шины Bridgestone Potenza Re92 в «специальной» малошумящей версии. Это все! И никто не озаботился тем, что Impreza / Импреза при трансформации в Sааb / Сааб напрочь утратила "драйверские" качества — за счет улучшенного комфорта.
Адвокат: Позвольте мне высказаться. Более высокий комфорт — это именно то, чем Sааb 9-2Х / Сааб 9-2Х должен отличаться от Subaru / Субару. И то, что у японцев со шведами это получилось за столь короткий срок, можно считать достижением!
Прокурор: Видите ли, уважаемый, снижение уровня внутреннего шума на 2,5 дБ и улучшенная плавность хода — это действительно неплохо. Но не настолько, чтобы требовать за это лишние $5000! Если Impreza Wagon / Импреза Вагон в Штатах стоит от $18000, то Sааb 9-2Х Linear / Сааб 9-2Х Linear — от $23000. Причем Sааb / Сааб позиционирует полноприводный универсал с мощным мотором как молодежную модель для активного образа жизни. Но, улучшив комфорт, создатели модели 9-2Х должны были хотя бы управляемость оставить науровне Subaru / Субару. А если кто-нибудь из новоиспеченных владельцев 9-2Х Аеrо / 9-2Х Аэро peшил похвастать перед приятелями возможностями полного привода, как тот журналист из Детройта? Меж тем, системой стабилизации Saab 9-2Х / Сааб 9-2Х, равно как и Impreza / Импреза, не оснащается…
Свидетель защиты: Вспомните, как ездят в Штатах. Не быстрее 70 миль в час. В основном — по прямым, относительно ровным дорогам. Я проделал 160 миль обратного пути из Сан-Диего в ЛосАнджелес не на самолете, а на Саабе 9-2Х Linеаr / Saab 9-2X Linear. Едешь себе в потоке со скоростью 110 км/ч, никто никого не обгоняет… Через полчаса понимаешь, что единственное желание — это откинуться в кресле и включить музыку. Кстати, аудиоустановка в Импрезе / Impreza… простите, в Саабе / Saab, звучит на удивление детально и ярко — прекрасно отыгрывает джаз и классику, которые в изобилии передают в калифорнийском FМ-диапазоне. А управляемость… К чему она в Штатах? Правда, даже на прямом "интерстейте" из-за "пустоты" руля в околонулевой зоне и из-за рысканий машину приходилось все время ловить, что было неприятно.
Прокурор: А если перед Саабом 9-2Х / Saab 9-2X на дороге произойдет экстренная ситуация, которая потребует объездного маневра?
Свидетель обвинения: Врежется, как пить дать. С такими "скользкими" шинами, с таким "вялым" рулем… Когда я рассказывал обо всем этом саабовскому подвесочнику, он только смущенно отмалчивался в ответ. Как собака, которая все понимает, но сказать не может. А под конец сознался, что да, мол, Saab 9-2Х / Сааб 9-2Х в Европе продавать не будут ни в коем случае — хотя бы из-за того, что управляемость не соответствует европейским требованиям…
Адвокат: Господа! При чем здесь Европа? Вспомните, что Saab 9-2Х / Сааб 9-2Х, равно как и внедорожник Saab 9-7Х / Сааб 9-7Х, будут продавать только в США и Канаде. И поймите, что сам Saab / Сааб от этого не в восторге, но… В саабовском пресс-релизе приведена интересная цитата — слова Боба Лутца, топ-менеджера General Motors. Сказал он буквально следующее: "Когда Saab / Сааб обратился к нам за содействием в кооперации с Fuji Heavy Industriеs, мы не стали возражать — ведь Saab / Сааб и Subaru / Субару с их авиационными корнями и оригинальными инженерными школами весьма близки, и их сотрудничество выглядит естественно…" Звучит однозначно: Saab / Сааб просил о помощи. Маленькой убыточной фирме для выживания необходимо расширять модельный ряд, который пока что состоит всего из двух (!) машин — это 9-3 и 9-5. Так что Impreza и TrailBlazer махом помогают увеличить гамму практически вдвое! При этом саабовцы прекрасно понимают, что предлагать 9-2Х и 9-7Х в Европе подобно самоубийству — удар по имиджу и репутации будет сильнее мимолетной выгоды от возможного роста продаж. А вот американцам можно продать все, что угодно, — это еще О Генри устами Джеффа Питерса говорил. Хоть микстуру от кашля под видом эликсира бессмертия, хоть Subaru / Субару под видом Сааба / Saab. Вы только посмотрите на местную телерекламу — сплошные "магические массажеры для моментального похудения всего за $99". Так неужели среди трехсотмимионов американцев не найдется десятка тысяч простачков, которые купят "настоящий полноприводный Saab / Сааб всего за $22990"? Перефразируя Жозефа де Мейра, я скажу: каждый народ имеет такой Saab / Сааб, какого заслуживает. Ущерб для имиджа? В Штатах к бэдж-инжинирингу относятся спокойно. А рост продажна 10% — это весомо. Но главное, для чего нужны 9-2Х и 9-7Х, — это проба рынка. Маркетологи из GM хотят посмотреть на реакцию посетителей автосалонов — насколько такие машины нужны Саабу / Saab в принципе?
Свидетель защиты: Шведы мне так и сказали: мол, вы не думайте, что эти два автомобиля мы будем выпускать долго. Нет, всего по 10-12 тысяч машин ежегодно в течение полутора-двух лет. И намекнули, что главная миссия этих двух Саабов / Saab — подготовить почву для грядущих аналогичных моделей…
Адвокат: Возможно, что сейчас Subaru / Субару и Saab / Сааб совместно разрабатывают новый автомобиль — это будет Impreza/9-2X / Импреза/9-2Х другого поколения, обе ипостаси которой будут "разведены" по технике и дизайну гораздо серьезнее еще на уровне проектирования. Здесь Saab / Сааб, кстати, пригодится японцам — хотя бы своим опытом в области пассивной безопасности и турбонаддува низкого давления. А Subaru / Субару предоставит свои полноприводные технологии и оппозитные моторы. Кстати, помните Saab 96 / Сааб 96, который выпускался в 60-х годах, — маленькая машинка с покупным фордовским двигателем V4? В некотором роде "девяносто шестой" можно считать предтечей модели 9-2Х. Не правда ли?
Прокурор (сурово): Неправда. За исключением двигателя, Saab 96 / Сааб 96 был полностью оригинальным автомобилем. А как он стоял на любых дорогах — как влитой, несмотря на святую простоту конструкции и узенькие шины!
Адвокат: Да, но куда привела фирму эта оригинальность? Все эти Саабы / Saab 96, 99, 900… В тупик! На-грань выживания! Поэтому я прошу оправдать Saab 9-2Х / Сааб 9-2Х как попытку фирмы Saab / Сааб выйти из сложного положения. В конце концов, те позор и забвение, которых требует обвинитель, только убьют марку. Неужели вы хотите, чтобы Saab / Сааб умер?
Прокурор: Нет, но… Что лучше — прожить короткую, но яркую жизнь или сто лет питаться мертвечиной? Все мы помним марки, которые ушли в небытие красиво, в расцвете сил, — Bugatti, HispanoSuiza, Duesenberg… Они не прогибались под изменчивый мир, они ушли непобежденными — и рано или поздно воскреснут. А есть другие примеры — тот же Oldsmobile, который умирал долго, мучительно и бесславно. Какой исход лучше? Последний "настоящий" Saab 900 / Сааб 900, снятый с производства в 1993-м, мог бысказать нынешнему Саабу 9-2Х / Saab 9-2X: "Я славно пожил, я видел небо — ты не увидишь его так близко".
Все покидают зал. И в него неслышно входит настоящий судья, с седыми висками и мудрыми глазами. Это Время. Его приговора нам придется подождать…