Эндуро (enduro,
выносливый) — мотоцикл, приспособленный для езды
вне дорог.
"Все будут ездить на эндуро" — фраза, которая стала широко известной в мотосообществе, отражает увеличение интереса к этому типу мотоциклов. Как готовить эндуро и с чем его едят, расскажу в этой теме.
Отличительные особенности мотоциклов типа эндуро:
— внедорожные или вседорожные протекторы
колёс
— переднее колесо
большого размера
—
большой ход повесок
— высокий и широкий руль
— спицованные колёса
— отсутствие легко ломающихся деталей при небольшом падении
Характеристики эндур отличаются такими данными:
— небольшой вес
— небольшая мощность
— в основном одно или двухцилиндровые двигатели
Помимо своих характеристик большекубатурные модели впечатляют своим
стрекочущим низким
звуком.
Истории эндуро как таковой нет, потому что земля под колёсами была изначально, а уж ровное покрытие асфальта или бетона стало появляться только в 20–ом веке. В Европе существуют клубные поездки выходного дня или краткосрочные туры в Африку, когда участникам выдаются эндуро, "техничка", сопровождающий и такой небольшой группой посещают заранее спланированный маршрут с
красивыми видами и достопримечательностями. Так как территорий, свободной от дорог, в России много, то подобные мероприятия у нас редки: эндуристы, отъехав от города пару километров и свернув с шоссе, сразу попадают в мир отсутствия цивилизации. Не смотря на это в экзотическое места (Алтай, Африка, Казахстан, южные страны СНГ) последнее время
тоже проводятся такие выезды.
Тут следует обратить внимание читателя на подвиды эндур, которые весьма отличаются:
1)
жёсткие эндуро (hard enduro) — лёгкие мотоциклы с одноцилиндровыми двигателями небольшого объёма (200–650 см3), предназначенные для перемещения
вне дорог с минимальным комфортом без пассажира. Их масса обычно составляет 120–140 кг, мощность 15–40 л.с. и максимальная скорость 100–140 км/ч. На таких мотоциклах удобно
месить грязь и
другую нетвёрдую поверхность, ездить по тропинкам, ездить по направлениям, а не дорогам. Сегодня гамма жёстких эндур выглядит так:
— Yamaha
WR250R,
XT250,
TW200
— Honda
CRF250L,
XR230,
XR650L
— Kawasaki
KLX125,
KLX250
— Suzuki
DR200SE,
DR–Z400S,
DR650SE
— KTM
690 Enduro
— Aprilia
RXV 5.5,
4.5
— Husqvarna
TE449
— Forsage
450 Enduro
— BaltMotors
Enduro 200 DD,
Enduro 250 DD
— Patron
Amagi 250,
Strike 250
— Stels
400 Enduro
— Irbis
TTR250,
XR250R
— Minsk
ERX250,
X200
Снятые с производства, но встречающиеся на вторичном рынке:
— Honda
XR250,
XR250 Baja
— Suzuki
Djebel 250XC
— Yamaha
TT250R и
Raid,
XT600E,
XT660R,
XT225 Serow,
XG250 Tricker, WR426F (
450F)
— Kawasaki
KLX250R,
KLX650R,
KL250 Sherpa
— BMW
G450X,
G650 XChallenge,
G650 Xcountry
2)
Туристические эндуро с объёмом двигателя до 950 см3. Их масса обычно 160–180 кг, мощность 50–70 л.с., максимальная скорость 160–200 км/ч. Такие мотоциклы приспособлены для
езды по асфальту и лёгкому бездорожью. Они мягкие и комфортные для обоих седоков, но не обладают большой мощностью и большим аппетитом. Наиболее распространены в Европе, где много извилистых узких улочек, дорог,
серпантинов. Применяются одноцилиндровые и двухцилиндровые двигатели. Сегодня ассортимент таких моделей состоит из:
— Honda
XL700V Transalp,
NC700X,
VFR800X Crossrunner
— Yamaha
XTZ660 Tenere
— Kawasaki
KLE650 Versys,
KLR650
— Suzuki
DL650 V–Strom
— BMW
G650GS,
F700GS,
F800GS
— Triumph
Tiger 800
— Husqvarna
TR650 Terra
— Stels
400GS и
400GT
— Minsk
TRX300
Снятые с производства, но заслужившие любовь:
— Honda
XL650V Transalp,
XRV750 Africa Twin
— Yamaha
XTZ750 Super Tenere,
TDM850,
TDM900
— Suzuki
DR800 Big
— Ducati
Multistrada 620
— BMW
F650GS
— KTM
640 Adventure
— Cagiva
Canyon 500 (600),
Grand Canyon 900 (с двигателем от Ducati)
— Aprilia
Pegaso 650
3)
Туристические эндуро с объёмом двигателя свыше 950 см3. Масса таких мотоциклов составляет 200–250 кг, мощность 90–150 л.с., максимальная скорость 200–250 км/ч. Одно из самых развивающихся направлений мотоциклов. Такие мотоциклы предназначены для асфальтированных дорог и укатанной грунтовки. В грязи на них делать
нечего, так как тяжёлые и
неповоротливые. Зато для ездоков предоставляют максимальный
комфорт, плавный ход и
мощность для больших скоростей. Современная модельная гамма выглядит таким образом:
— BMW
R1200GS
— Honda
XL1000V Varadero,
VFR1200X Crosstourer
— Suzuki
DL1000 V–Strom
— Yamaha
XTZ1200 Super Tenere
— Kawasaki
Versys 1000
— Ducati
Multistrada 1200
— Aprilia
Caponord 1200
— KTM
990 и
1190 Adventure
— Triumph
Tiger Explorer
— Moto Morini
Gran Passo 1200
— Moto Guzzi
Stelvio NTX1200
— Benelli
TRE–K
И ушедшие с заводов, но находящихся на рынке подержанных мотоциклов:
— BMW
R1100GS,
R1150GS
— Aprilia
Caponord 1000
— Ducati
Multistrada 1000DS,
1100
— BMW
HP2 Enduro
— Buell
Ulysses XB12X
— Triumph
Tiger 1050
— Cagiva
Navigator 1000 (с двигателем от Suzuki TL)
4)
Супермото (мотард) — эндуро, предназначенный для езды по асфальту. Первым супермото считают KTM
Duke 620, дебютировавший в 1996 году, но наибольшую известность он получил в 1998 году, став
Duke 640. Раньше в мотарды превращались эндуро, на которые поставили шоссейные колёса. Сейчас же их выпускают серийно многие производители. Спрос на супермото также растёт. Обычно используется одноцилиндровые двигатели. В связи с тем, что характеристики схожи с эндуро, но имеются шоссейные колёса и тормоза, получается
хулиганский мотоцикл, на котором можно не только селёдкой между машин ездить, но и
срезать местность, где захочется. За своё соотношение массы к мощности, лёгкость в управлении и дерзость мотарды получили такое распространение. Масса супермото 120–160 кг, мощность 40–70 л.с., максимальная скорость 160–200 км/ч. Современные модели:
— KTM
Duke 125,
Duke 200,
Duke 390,
Duke 690,
690 SMC,
SM990R
— Suzuki
DR–Z400SM
— Honda
CRF250M,
XR230 Motard,
MSX125 (grom)
— Kawasaki
D–Tracker 125 и
250
— Aprilia
SXV 5.5,
4.5
— Ducati
HyperMotard 1100 (796)
— Husqvarna
SMR630,
TR650 Strada,
Nuda 900
— Forsage
450 Motard
— Aprilia
Dorsoduro 750 и
1200
И выпускавшиеся ранее:
— Honda
XR250SM,
XR400SM,
FMX650
— Yamaha
WR250X,
XT660X
— BMW
G650 Xmoto
Туристические супермото: KTM
SM990T, Ducati
HyperStrada.
Почему последнее время стали популярны большие эндуро? Дело в том, что такие мотоциклы могут не только быстро и с комфортом везти вас по ровному асфальту, но и уверенно преодолеть также с комфортом разбитый асфальт, которого к сожалению очень много у нас в стране. Даже в крупных городах на широком ровном проспекте можно "поймать" яму. На жёстких эндуро в левом ряду уже не поедешь, да и комфорта не так много. Поэтому, чтобы меньше задумываться над качеством покрытия дороги, но при этом не плестись в правом ряду и выбирают
большеобъёмные туристические эндуро.
В России с её извечной проблемой дорог эндуро и мотарды становятся всё более актуальны. Спортбайкеры пересаживаются на эндуро или супермото и перестают обращать пристальное внимание на качество дорожного полотна. Очень удобны эндуро и мотарды при движении по городу. Они очень узкие и нет необходимости тормозить перед рельсами или лежачим полицейским.
Пример. Перекрёсток. В поперечном направлении находятся трамвайные рельсы. Загорается зелёный свет. Спортбайкеры на мотоциклах под 200 л.с. стартуют резво под вой прямотоков. Доезжают до рельс, тормозят и медленно на скорости 5 км/ч переезжают их, дабы не повредить пластик и колёса. Как при этом поступает водитель эндуро/мотарда? На зелёный свет он также быстро стартует. Перед рельсами даёт ещё больше "газа",
перелетает через них и скрывается за горизонтом. В это время спортбайкеры только начинают снова разгоняются.
Пересаживаясь с дорожного мотоцикла на эндуро, потребуется время, чтобы научиться быстро ездить вне дорог. Дело в том, что, например, на спортбайке водитель контролирует мотоцикл с точностью до миллиметра. На эндуро при езде вне дороги смещение мотоцикла на метр влево–вправо считается обычным делом. То есть мотоциклист сначала не представляет, как можно быстро ездить на мотоцикле, который под тобой скачет как горный козёл. Потом привыкает, не зажимает мотоцикл коленями и руками, а даёт ему жить своей жизнью.
Также многих мотоциклистов, живущих в мегаполистах, часто тянет
на природу. Нет, не за грибами или ягодами сходить, а посетить природу и дикие места, но при этом на любимом транспорте — мотоцикле. В лесу царят другие правила: здесь нет светофоров, машин, которые норовят развернуться, перебегающих пешеходов. В лесу остаёшься один на один с трудностями природы, когда всё зависит от тебя и навыков пользования мотоциклом. К тому же можно взять с собой спички, термос, бутерброды и устроить пикник в глухомани, где ступала нога человека последний раз в лучшем случае
год назад.
Какие ещё преимущества эндуро? Можно ездить
зимой. По дорогам общего пользования зимой на мотоцикле ездить мало удовольствия, а вот за городом, в мягком снегу для взбадривания — очень интересно.
В ралли Париж–Дакар берутся серийные эндуро и доводятся до нужной степени потребности. Одним из особенных мотоциклов, принимавших участие, является модель
Yamaha WR450F 2–Trac с дополнительным приводом на переднее колесо. Основная мощность (около 80%) передаётся на заднее посредством цепи, а переднее колесо приводится в движение гидроприводом, тем самым увеличивая стабильность в движении и ускорении. Серийно такая модификация не выпускалась.
Со времён СССР проводятся соревнования эндуро. Отличия от кроссовых соревнований в более длинной и менее "прыгучей" трассе, которая создаётся на основе
естественного рельефа. Особо выделяется соревнование в Румынии
Red Bull Romaniacs. Очень любопытно наблюдать за соревнованиями по
супермото. По телевизору их почти не показывают, но это является завораживающим
зрелищем.
Падения на эндуро обычно менее травматичны, так как происходят на небольших скоростях и на мягкую землю. Почему эндуристы используют
другие шлемы? Потому что они более активно работают телом при езде и вследствие этого больше дышат, что в обычном шлеме затруднено и приводит к быстрому запотеванию стекла. Поэтому применяются мотоциклетные очки. Эндурные/кроссовые шлемы не предназначены для движения на больших скоростях. У них плохая аэродинамика и нет полной защиты головы. Зато крепкая подбородочная дуга, козырёк и облегчённая вентиляция. Выбирайте шлем, исходя из сферы применения мотоцикла.
Самый распространённый мотоцикл для путешествий — BMW R1200GS. На нём мотоциклисты из многих стран объезжают всю Россию и Африку, Австралию и Южную Америку, Европу и Северную Америку.
Геннадий Шатов из Молдавии на BMW R1200GS,
Эван МакГрегор с
командой на BMW R1200GS,
Владимир Ярец на
BMW F650GS из Белоруссии,
Давид Бига на Yamaha 1200 Super Tenere,
Олег Капкаев и другие.
В статье обозначены наиболее популярные модели. Менее популярные и более старые модели эндур и супермото (BMW
G650GS Sertao,
F650GS Dakar, Kawasaki
KDX250, Yamaha
XTZ600 Tenere, Bimota
DBx,
TRE–K Amazonas и др.) оставлены на самостоятельное ознакомление.
Вкратце упомяну небольшие фирмы по производству эндуро и супермото
Husaberg,
CCM,
Vertemati,
TM.